ВТБ и Сбербанк переходят на новый способ взаимодействия с ФНС — режим налогового мониторинга, когда вместо периодических проверок будет непрерывная проверка онлайн. Общение с ФНС в новом формате позволит банкам сэкономить, получая мнение регулятора о налогообложении сложных сделок до их структурирования. Впрочем, режим налогового мониторинга настолько технологически сложен, что Сбербанк, например, переходит на него уже второй год.
Как стало известно “Ъ”, в 2018 году два крупнейших банка Сбербанк и ВТБ намерены перейти в режим налогового мониторинга. Эта процедура предполагает постоянное и полное раскрытие налоговой информации фискальным органам. Взамен компании освобождаются от проверок, а также получают право в сложных случаях обращаться в налоговые органы за мотивированным мнением до совершения сделок. Данный режим налогового взаимодействия используется с 2015 года, а в пилотном режиме работал с 2012 года. Однако перешли на него пока всего два банка (НКЦ и HSBC) из 524 компаний финансовой сферы, имеющих на это право.
Согласно НК РФ, с 2015 года перейти на взаимодействие с ФНС в режиме налогового мониторинга вправе крупнейшие налогоплательщики, чьи налоги в год превышают или равны 300 млн руб., доходы и активы — 3 млрд руб. На данный момент это 26 компаний.
По словам собеседника “Ъ”, близкого к ФНС, предполагалось, что первыми перейдут на этот режим именно крупнейшие банки. «Сбербанк является активным участником разработки режима налогового мониторинга начиная с 2013 года,— отметили в Сбербанке.— В настоящий момент идет финальная стадия согласования положений соглашения о начале использования банком данного режима в отношении всех видов операций и уплачиваемых налогов». Впрочем, ранее в банке собирались перейти на налоговый мониторинг с 2017 года. «С этой целью в банке уже открыт соответствующий проект по автоматизации»,— сообщали “Ъ” в пресс-службе банка полтора года назад (см. “Ъ” от 20 октября 2016 года).
Однако по сравнению с 2016 годом банков, планирующих перейти на новый режим, прибавилось. Такие планы подтвердили в ВТБ — ради улучшения режима управления и предупреждения налоговых рисков, а также снижения бремени последующего налогового контроля.
О планах проработать возможность перехода “Ъ” сообщили также в Райффайзенбанке, Россельхозбанке, Абсюлют-банке.
Дело в том, что лишь в 2017 году ФНС утвердила ряд нормативных документов, в том числе по правилам внутреннего контроля. Кроме того, ФНС активно предлагает новую модель рынку. Заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров заявлял, что система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, «налоговый мониторинг — именно та модель, которую мы предлагаем». Согласно опросу ФНС, главной причиной для перехода на налоговый мониторинг является снижение налоговых рисков, в первую очередь — через получение мотивированного мнения о нестандартной или сложной сделке.
Фактором, сдерживающим переход банков на новый режим общения с ФНС, является технологическая сложность его обеспечения. «Режим налогового мониторинга требует перестройки процессов внутри банка»,— отметили в Абсолют-банке. «Может потребоваться существенная доработка учетных систем, способов структурирования и доступа к данным. Например, создание так называемых витрин данных, через которые инспекторам предоставят доступ как к налоговым регистрам, так и к информации о сделках»,— пояснил директор департамента налогообложения Deloitte Александр Синицын. В общей сложности переход на новый режим требует от банка не менее года подготовки и порядка 100 млн руб. вложений. «В случае с крупнейшими налогоплательщиками эти расходы могут отбиться при получении мотивированного мнения по первой же сложной сделке»,— уверен партнер юрфирмы Taxology Алексей Артюх. По данным ФНС, компании и банки, уже работающие в режиме мониторинга, направили в службу 19 запросов на мотивированные мнения, в итоге в среднем по каждому случаю налогоплательщикам удалось сэкономить около 7 млрд руб.
Комментарии (0)