О том, что должно начаться в России теперь, после финиша самой длинной выборной кампании, в статье для “Ъ” рассказывает руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По мнению одного из главных участников дискуссий об экономико-политической повестке нового президентского срока Владимира Путина, главная задача будущего правительства — немедленный запуск реформы госуправления. У Белого дома будет лишь два года на реализацию изменений — форсированное развитие образования, медицины, инфраструктуры и построение новой модели развития, без которой опережающий среднемировой рост экономики невозможен.
Завершилась самая длинная предвыборная кампания в современной России. По сути, она началась еще летом 2015 года, когда Дума приняла решение перенести выборы в 2016 году с декабря на сентябрь. После парламентских выборов почти сразу началась подготовка к президентским — и вот только сейчас два с половиной года кампаний завершились.
Не все считают, что выборы были проведены максимально справедливо. К ним есть серьезные вопросы, наша политическая система еще недостаточно конкурентна. Делать ее более открытой и представительной — это задача высоко стоит в повестке дня, в том числе на будущих федеральных парламентских выборах в 2021 году. Но и до выборов увеличение пространства свободы и демократизация должны стать и одним из ценностных и сущностных приоритетов избранного президента, и главной целью работы оппозиции. Без расширения пространства политической конкуренции развитие страны невозможно.
Логика предвыборных кампаний неумолима, перед выборами политики всегда думают только об одном: как не насторожить избирателя.
Сейчас, когда обновлен мандат высшего должностного лица в стране, когда в соответствии с Конституцией сменится правительство, когда произошло серьезное омоложение губернаторского корпуса и еще свеж мандат Госдумы, мы наконец можем сосредоточиться на том, ради чего население выдало этот мандат. Граждане России ждут реализации поставленных в послании президента задач: проведения серьезных и назревших изменений в целях улучшения благосостояния граждан, которое возможно только через достижение темпов экономического роста выше среднемировых.
Медлить некогда: следующая избирательная кампания начнется не позже лета 2020 года. А значит, у будущего правительства будет лишь два года на то, чтобы реализовывать повестку изменений. Даже не окно возможностей, а форточка. За эти два года надо делать все то, что откладывали на протяжении последних лет из-за грядущих выборов и под разными отговорками и мифами, главный из которых — «эти меры непопулярны». Если вдуматься, это такое же бессмысленное выражение, как «лекарства непопулярны» или «учиться непопулярно». Но мы все понимаем, что и лечиться, и учиться необходимо.
На деле главный наш враг — это страх перемен. С фобиями надо бороться, и тут государству надо начать с себя. Поэтому главная и первоочередная задача нового правительства — это немедленный запуск реформы государственного управления. Государство должно меняться — во-первых, показывать хороший пример всей стране; во-вторых, лучше и быстрее оказывать более качественные услуги населению; в-третьих, на деле реализовывать повестку развития.
Нынешняя система госуправления не способна на решение задач, стоящих перед страной. Без реформы этой системы никакие «прорывы» невозможны, никакие дерзкие цели недостижимы. Хотим рост выше среднемировых темпов? Поменяйте модель госуправления.
Вторая задача — определение приоритетов развития и работа на них. Эти приоритеты были уже обрисованы в послании президента. Нужно серьезно нарастить вложения в образование и медицину, которые открывают перед гражданами новые жизненные и профессиональные перспективы, а также и в инфраструктуру — кровеносную систему страны. Необходимо расширить пространство общественной и частной инициативы, на деле, а не на словах поддержать наших предпринимателей. Нужно перестроить систему технологического развития страны, чтобы превратить нашу экономику из по-прежнему преимущественно сырьевой в современную цифровую, глобально конкурентоспособную и экспортно ориентированную. Надо помочь регионам и городам нашей страны запустить собственные механизмы роста, обустроить комфортную среду для граждан, где бы они ни проживали.
Особо отмечу, что речь идет не только о перераспределении средств в рамках бюджетного маневра и инициирования новых госпрограмм. Речь идет о серьезных структурных изменениях в этих сферах, иначе новой модели роста не возникнет. Пример — перестройка образовательной сферы. Тут речь не только об увеличении бюджетов, но и о коренном изменении отношения к образованию. Вся страна должна стать учебным классом, образование должно стать общим делом, национальной идеей страны.
По всем этим темам у ЦСР есть серьезные наработки, мы передавали и прорабатывали свои предложения с министерствами и ведомствами. По всем этим приоритетам можно и нужно начать действовать прямо сейчас.
Наконец, третья задача — транспарентность и предсказуемость политики. Граждане и бизнес устали от неясности. Какими будут налоги? Будет ли реформироваться пенсионная система? Станет ли меньше проверок для бизнеса? Неясность и непоследовательность — вот что действительно непопулярно и снижает доверие населения к правительству, а это его главный ресурс. Сигналы от нового правительства должны быть четкими и недвусмысленными, от этого зависят его легитимность и успешность.
На эту серьезную работу у нового правительства есть два года. Это немного, но и немало. Запрягать некогда, пора ехать.
Читайте также:
Как перейти к эффективному госуправлению
Сомнения на трех уровнях. Почему нынешняя система госуправления оказалась неэффективной
Комментарии (0)