20 марта 2018

История повторяется: как исполнялись главные поручения Путина в экономике


Майские указы сквозной темой прошли через третий президентский срок Владимира Путина, который уже заявил, что готовится их новая версия. РБК посмотрел, как исполняются самые важные задачи из указов 2012 года.

ris.png

Первой задачей указа о долгосрочной экономической политике было заявлено увеличение численности «высокопроизводительных рабочих мест» (ВПРМ) в российской экономике до 25 млн к 2020 году. О содержании понятия можно спорить, но по методике, которую придумал Росстат, точкой отсчета были 17,5 млн ВПРМ по состоянию на 2013 год.

Показатель достиг пика в следующем году, но затем резко снизился и даже по итогам 2017 года не вернулся хотя бы на исходный уровень. Сейчас в российской экономике, по данным Росстата, чуть более 17 млн ВПРМ — до цели, поставленной президентом, осталось почти 8 млн, которые нужно создать (или обнаружить) за два года.



ris-2.png

Самой далекой от реальности оказалась цель увеличить зарплаты россиян в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) на 40–50% к уровню 2011 года. Если номинальные зарплаты в экономике выросли на 67,5% (2017 к 2011 году), то с поправкой на инфляцию рост средней зарплаты за тот же период составил всего лишь 9,2%. Сказался кризисный 2015 год, когда реальные зарплаты упали на 9%.

Если бы за целевой параметр были взяты не зарплаты, а реальные располагаемые доходы населения, все выглядело бы еще хуже: доходы падают четыре года подряд, от уровня 2011 года они снизились на 3,2%.



ris-3.png

Путин в недавнем послании Федеральному собранию признал, что инвестиции в основной капитал не удалось увеличить так, как планировали. «Мы уже ставили задачу довести их до 25% от ВВП, а затем и до 27%. Задача, к сожалению, пока не решена», — сказал он (цитата по kremlin.ru). Фактически Путин перенес выполнение этой задачи на новый президентский срок: «Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это сделать, сделать во что бы то ни стало. Рассчитываю, что новое правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению».


ris-4.png

Сильно недотянули власти и до цели увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза к 2018 году относительно уровня 2011-го. Исходя из данных Росстата, целевой ориентир по доле высокотехнологичной продукции в ВВП составлял 25,6%, но фактический показатель по итогам 2017 года был только 22,1%.



ris-5.png

Еще один майский указ предусматривал удешевление ипотеки до уровня не выше 2,2 п.п. над потребительской инфляцией. Резкое снижение инфляции в 2016–2017 годах давало надежды на то, что и ставки по ипотечным кредитам снизятся до более приемлемого уровня, но пока ипотека остается слишком дорогой. В январе 2018 года, по данным ЦБ, средняя ставка по ней составляла 9,85%, более чем на 7 п.п. превышая годовую инфляцию.

С другой стороны, властям удалось перевыполнить план по выдаче ипотечных кредитов: майские указы ставили задачу к 2018 году увеличить их количество до 815 тыс. в год, а в 2017-м в стране было выдано 1,087 млн таких кредитов. «Напомню, сейчас это уже подзабылось, что в 2001 году по всей России было выдано — как вы думаете, сколько ипотечных кредитов? Четыре тысячи <…>. Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте <…>. В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%», — заявил Путин 1 марта.



ris-6.png

Хотя власти к началу 2018 года выполнили задачу по доведению средних зарплат бюджетников (врачей, медицинских работников, школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников, работников культуры и т.д.) до целевых уровней в 100–200% от средних трудовых доходов в регионах, оборотной стороной этого процесса стало сокращение соответствующих категорий бюджетников. Например, по преподавателям в сфере высшего профессионального образования сокращение штатов за время действия майских указов составило 23%, по соцработникам — 34%, по работникам культуры и научным сотрудникам — 24%.



ris-7.png

С 2012 года средняя ожидаемая продолжительность жизни в России выросла почти на 2,5 года, до 72,7 года (февральские данные Минздрава). Целью было довести продолжительность жизни до 74 лет.

В послании 1 марта Владимир Путин обозначил новый и очень амбициозный ориентир: к концу следующего десятилетия россияне должны жить дольше 80 лет, то есть как в развитых странах ОЭСР. Добиться этого возможно только в случае решения проблемы смертности граждан в трудоспособном возрасте, которая сегодня в 3,5 раза превышает показатели европейских стран, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Почему с майскими указами так вышло?

В 2012 году иссяк потенциал восстановительных посткризисных драйверов экономического роста, с 2013-го началось замедление экономики, а с 2014 года — нефтяной кризис и санкции, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Так получилось, что бóльшая часть третьего срока Путина пришлась на годы, требующие мер антикризисной политики, а не мер развития. «А когда экономика в целом адаптировалась к кризису в 2016–2017 годах, это уже были годы конца электорального цикла и это мешало запуску реформ», — говорит эксперт.

На президентских выборах 18 марта Владимир Путин по итогам подсчета почти 100% протоколов набрал около 77% голосов. Кремль готовит новые указы о модернизации экономики и повышении уровня жизни россиян, аналогичные вышедшим в 2012 году.

«История повторяется», — пишет аналитик Nordea Bank Татьяна Евдокимова. «Реализация майских указов была значительно осложнена падением цен на нефть и санкциями. В некоторых областях удалось добиться заметного прогресса (повышение России в рейтинге Doing Business, увеличение зарплат в образовании и здравоохранении). В других областях прогресса мало (производительность труда, доля инвестиций в экономике, рост реальных зарплат), и президент идет на вторую попытку», — указывает она.

РБК

Комментарии (0)

Добавить комментарий