Слабый экономический рост в России объясняется прежде всего не дефицитом мощностей или неразвитостью институциональной структуры экономики, а низким технологическим уровнем производства, считает Марат Узяков - заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Стратегия развития экономики России, над которой работает правительство, не может быть правильно сформулирована без точного определения причин торможения экономического роста после 2012 года.
Большинство экспертов в своих ответах на этот ключевой вопрос утверждают, что мы исчерпали возможности прежней воспроизводственной модели и не имеем достаточного для обеспечения роста объема резервных мощностей.
Данное утверждение, во-первых, не соответствует действительности — резервов мощностей, по данным Росстата, в том числе введенных в последние годы, более чем достаточно. Во-вторых, сформулированная постановка проблемы уводит в сторону от действительных причин торможения экономического роста.
Импортный тупик
Эти причины связаны не с недостатком производственных мощностей и не с неразвитостью институциональной структуры экономики, а с отставанием технологического уровня отечественного производства, вызванной этим отставанием колоссальной зависимостью от импорта и невозможностью масштабного наращивания несырьевого экспорта.
Сейчас импорт в России составляет 25% рынка потребительских товаров и более 50% рынка товаров инвестиционного машиностроения. В результате необходимое в условиях экономического роста увеличение потребления населения и инвестиций требует соответствующего увеличения импорта. Увеличение же импорта, как известно, при прочих равных условиях представляет собой вычет из внутреннего производства.
Чтобы компенсировать негативное влияние на производство увеличения импорта, необходимо в еще большей степени наращивать экспорт. Однако в силу низкого технологического уровня производства и недостаточного качества продукции и услуг, производимых в России, единственная возможность наращивать экспорт связана с производством и экспортом энергосырьевых ресурсов. Другой возможности нет, и в ближайшие годы не предвидится: с 2000-го по 2017 год доля сырья и продукции первичной переработки в российском экспорте не опускалась ниже 87%.
Фактически именно зависимость потребления и инвестиций от импорта и торможение импорта вследствие торможения экспортных доходов, обусловленного прекращением роста цен на нефть, привели к резкому замедлению роста ВВП в 2013–2014 годах.
Последовавший затем спад производства, а также снижение потребления населения и сокращение инвестиций в 2015–2016 годах было вызвано в первую очередь резким сокращением внешнеторгового оборота в результате более чем двукратного снижения цен на нефть.
В 2017 году после повышения мировых цен на нефть удалось добиться увеличения потребления домашних хозяйств на 3,4% и валового накопления на 7,6%. При этом рост ВВП составил всего лишь 1,5%, что было обусловлено увеличением импорта на 17%.
«Ядерные» инвестиции
Дальнейшие возможности роста экономики России по-прежнему связаны с увеличением импорта: практически все инвестиционные проекты нуждаются в импортном оборудовании; значительная часть потребления населения, в особенности обеспеченной его части, также связана с импортом. Таким образом, и увеличение потребления населения, и увеличение инвестиций потребует соответствующего роста импорта. Возможности роста импорта, в свою очередь, определяются возможностями увеличения экспорта, которые зависят от мировых цен на сырье и динамики добычи сырьевых ресурсов.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе (пять-семь лет) эту ловушку зависимости экономического роста от импорта преодолеть вряд ли удастся. Обеспечение приемлемых темпов экономического роста (3,5–4% в год) в этот период возможно только за счет наращивания производства и экспорта энергосырьевых ресурсов, а также за счет перераспределения инвестиционных затрат в пользу секторов с невысокой долей оборудования в технологической структуре капвложений (жилищное и инфраструктурное строительство).
В долгосрочной перспективе уход от импортной зависимости будет возможен только в случае воссоздания в стране собственного высокотехнологичного инвестиционного машиностроения и осуществления соответствующей программы импортозамещения. Масштаб задачи огромный, достаточно сказать, что на рынке станкостроительной продукции доля отечественных станков сегодня не превышает 10%.
В связи с этим уже в ближайшее время необходимы масштабные централизованные закупки по импорту специализированного оборудования для перевооружения ядра машиностроительной отрасли, сопоставимые с теми, какие были осуществлены в начале 2000-х годов для переоснащения материально-технической базы ОПК. Кроме того, планируемая в ОПК конверсия должна быть ориентирована не столько на выпуск потребительских товаров, сколько на производство сложного и уникального оборудования.
Фактически речь идет о необходимости ликвидации технологической зависимости нашей экономики от внешних поставок и реализации в России программы создания современного инвестиционного машиностроения, сопоставимого по своим качественным и количественным характеристикам с инвестиционным машиностроением Германии и Японии.
Комментарии (0)