Глава министерства экономического развития, выступая в Государственной Думе, подробно рассказал о мерах поддержки малых и средних предприятий, однако парламентарии остались недовольны докладом и задали Орешкину ряд неудобных вопросов.
Результаты вместо прогнозов
Выступление руководителя Минэкономразвития Максима Орешкина перед депутатами в рамках «правительственного часа» 7 февраля должно было, как это было заявлено, затронуть прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы. Однако министр сразу оговорился, что прогнозы «во многом будут определяться той повесткой, которая будет задана новым политическим сроком». И предложил вместо этого поговорить о конкретных итогах работы министерства, которых удалось достичь за последний год.
Главным результатом 2017 года Орешкин назвал рост количества малых и средних предприятий (МСП) в стране на три процента. Это стало следствием целого ряда факторов. Прежде всего государство сделало доступнее кредитные ресурсы, введя национальную гарантийную систему, в ходе которой государство гарантирует банкам возмещение до 50 процентов риска. В результате в прошлом году малый и средний бизнес получили 670 миллиардов рублей кредитов. По мнению министра, такая мера поддержки гораздо эффективнее, чем прямое субсидирование процентных ставок или использование на выдачу кредитов бюджетных средств.
Вторая причина — обеспечение спроса для малого и среднего бизнеса со стороны крупных компаний, то есть получение МСП доступа к их закупкам. По данным Орешкина, за прошлый год количество таких субъектов выросло на 30 процентов — с 37 тысяч до 48 тысяч компаний. «Здесь важно не то, что растёт общий объём таких сделок, — подчеркнул министр. — Мы в первую очередь концентрируемся на том, чтобы средний размер сделки уменьшался, а количество субъектов росло».
Третий блок оказался связан с государственной поддержкой экспорта. Количество субъектов МСП, которые работают на экспорт, увеличилось в прошлом году в целых два раза — с 16 тысяч до 30 тысяч. С этой целью Минэкономразвития запустило в работу специальные центры поддержки, которых в 2016 году было 30, а в прошлом году — уже 53. «Мы видим, что количество компаний, которые получают услуги этих центров, растёт: оно выросло за прошлый год на 50 процентов», — поделился статистикой Максим Орешкин.
Недобросовестная поддержка
На фоне бравурного отчёта министра резким контрастом стало выступление заместителя председателя Счётной палаты Веры Чистовой. Чиновница, во-первых, обвинила Орешкина в нарушении регламента — в своём докладе он не ответил на вопросы, загодя поставленные её ведомством и думскими комитетами. А ещё она привела данные, согласно которым госпрограмма экономического развития и инновационной экономики в 2016 году затронула лишь один процент малых предприятий против четырёх процентов в 2015 году. Причём, как выяснила Счётная палата, Минэкономразвития помогает одним и тем же бизнесменам.
По прогнозу Минэкономразвития, доходы государства в этом году превысят расходы на 1 процент ВВП. Если прогноз сбудется, это произойдёт впервые с 2011 года.
«В ходе наших мероприятий мы выявляем признаки, мягко говоря, недобросовестного проявления при предоставлении соответствующей государственной поддержки, — привела факты Чистова. — Например, предоставление финансовой помощи четырём обществам с ограниченной ответственностью, у которых один и тот же учредитель. А ещё 22 малых предприятия зарегистрированы непосредственно перед предоставлением финансовой помощи. То есть одни и те же предприниматели год от года, круг практически не расширяется».
На это заявление живо откликнулся председатель Госдумы Вячеслав Володин. Обращаясь к депутатам, он предложил «обязательно отреагировать» насчёт нарушения регламента «правительственного часа». А самому министру пригрозил обращением в компетентные службы. «По поводу прозвучавшей информации о том, что выделенные средства получили фирмы, которые только зарегистрировались, хотелось бы, чтобы было здесь с вашей стороны разъяснено, почему такое происходит. Мы за собой оставляем право (и такие полномочия есть у профильного комитета) направить озвученную информацию в правоохранительные органы», — заявил Володин, передавая слово коллегам.
Искусство уходить от ответа
Перечисление достижений Минэкономразвития не удовлетворило и большинство депутатов, поэтому министра забросали вопросами. Председатель думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР) заявил, что считает несостоятельными прогнозы министерства по росту инвестиций и указал на целый ряд разночтений между прогнозируемыми и реальными экономическими показателями. Он также посетовал, что некоторые прогнозы «носят обобщённый характер и потому не поддаются количественному измерению».
Единороссы Татьяна Панина, Дмитрий Сазонов, Николай Гулевский и Сергей Боярский сделали акцент на том, что хотя доклад министра изобилует цифрами, из него совершенно непонятно, как ведомство представляет себе будущее развитие страны. Например, Боярский хотел узнать о тенденциях восстановления потребительского спроса и об угрозах ему на ближайший плановый период. Как объяснила Панина, парламентариям хотелось бы услышать о стратегии в целом, а вовсе не вдаваться в детали. Орешкин на это ответил, что концентрировался на результатах, которых страна достигла за последний год, и «прошёлся по всей повестке». Подробно же ознакомить депутатов с экономической стратегией России он пообещал на будущих парламентских слушаниях.
Депутаты от КПРФ Сергей Пантелеев и Павел Дорохин напомнили, что в стране был принят закон о стратегическом планировании, однако орган по стратегическому планированию так и не был создан. И поинтересовались у Максима Орешкина его отношением к созданию подобного органа на базе министерства. Министр парировал, что создание такого органа будет маскировать проблему, а вовсе не решать её, и пообещал сосредоточить усилия на создании комплексного стратегического прогноза. «Мы активно продвигаемся к вопросу стратегического планирования, на площадке Совбеза мы с коллегами работаем по стратегическому прогнозу. А что касается целевого сценария экономического роста — такой документ скоро представим, сейчас он обсуждается в Администрации Президента», — пообещал глава ведомства.
Уклончивыми и обтекаемыми ответами законодатели остались крайне недовольны. Депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг посетовал, что министр уходит от вопросов и пожаловался Вячеславу Володину, что не видит смысла в общении с ним. А его коллега по фракции Михаил Емельянов напомнил Орешкину, что он не политик, а всё-таки чиновник исполнительной власти, и потому искусство уходить от ответа ему не к лицу.
Комментарии (0)