6 февраля 2018 года в рамках ХI Недели российского бизнеса прошел форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства».
Открывая мероприятие, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что как свидетельствует опрос компаний, проведенный РСПП в 2017 году, чрезмерное контрольно-надзорное давление – наиболее острая проблема для бизнеса, по мнению 37% респондентов. Данный вариант ответа находится на четвёртом месте списка ключевых проблем за 2017 год (после роста цен и тарифов, избыточно высоких налогов, недостатка квалифицированных кадров). В качестве основных целей дальнейшей работы глава РСПП обозначил актуализацию обязательных требований, совершенствование проверочных листов, внесение изменений в КоАП РФ в части замены штрафов на предупреждения при первом нарушении и ограничения возбуждения административных дел без проведения проверок.
Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов сообщил, что количество внеплановых проверок бизнеса в России превышает 1 млн в год и сокращается очень медленно. Этот механизм должен быть в приоритетном порядке реформирован, считает министр.
"Их число (внеплановых проверок), несмотря на наши опасения, в 2017 году, по предварительным данным, не выросло, а чуть сократилось. Но количество внеплановых проверок все еще остается на уровне более миллиона штук. И это означает, что нам надо в приоритетном порядке в 2018 году с нашими государственными контрольными органами сконцентрироваться на реформе института внеплановых проверок", - сказал он.
При этом, по словам М.Абызова, количество плановых проверок бизнеса заметно сокращается. "За два года количество плановых проверок с более чем миллиона единиц сокращено до 450 тыс. И в 2018 году заявки, которые мы согласовали с органами прокуратуры, на плановые проверки тоже показывают снижение на 8% относительно объема плановых проверок в 2017 году", - сообщил министр.
Председатель Комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Севостьянова прокомментировала работу над проектом федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», внесенным в Государственную Думу Правительством РФ в конце прошлого года: «Мы понимаем, что та практика, которая на сегодняшний день существует в контрольно-надзорной деятельности, очень затратна по ресурсам, неэффективна по своим результатам и ущербна для бизнеса и экономики, должна уйти в прошлое. Оценивая тот законопроект, который поступил в Госдуму, можно сказать, что тут противоречий нет. Основные цели закона ориентированы на то, чтобы повысить безопасность граждан, качество продукции и услуг, радикально снизить административную нагрузку на бизнес. Он создаёт развёрнутую систему гарантий прав граждан и предпринимателей».
Первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман сообщил, что Генпрокуратура РФ подготовила направленный на защиту предпринимателей законопроект, который предполагает расширение полномочий органов прокуратуры по согласованию проверок бизнеса.
"С учетом уже накопленного опыта по защите прав предпринимателей нами подготовлен и направлен законопроект, который предполагает расширение сферы процедуры согласования проверок предпринимателей", - сказал А.Буксман.
По его словам, это позволит "расширить пласт тех проверок, которые предполагают согласование с органами прокуратуры". А.Буксман пояснил, что с принятием законопроекта существенно вырастут гарантии и защищенность предпринимателей от необоснованного административного давления.
А.Буксман добавил, что Генпрокуратура признала почти половину предложенных контрольно-надзорными органами проверок предпринимателей безосновательными. "Всего за девятилетний период формирования ежегодного сводного плана проведения проверок контролерами нам было предложено для внесения в план 8 млн 400 тыс. проверочных мероприятий, из которых почти половина - 4 млн - прокурорами отклонены, признаны безосновательными", - сказал А.Буксман.
А.Буксман сообщил, что за минувший год прокуроры выявили около 170 тыс. нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности. "Для пресечения этих нарушений внесено 33 тыс. представлений по инициативе прокуроров, к дисциплинарной ответственности привлечены 24 тыс. должностных лиц, к административной - 4200; в суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей, в том числе в тех случаях, когда надзорные протесты прокуроров безосновательно отклоняются. По материалам прокурорских проверок по фактам незаконного воспрепятствования предпринимательской деятельности возбуждено 129 уголовных дел", - отметил он.
Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов сообщил, что Минэкономразвития предлагает радикальный путь ревизии обязательных требований, соблюдение которых проверяют контрольно-надзорные ведомства.
Минэкономразвития предлагает дополнить проект закона о контроле и надзоре, который рассматривает Госдума, нормой о неприменении требований, принятых без широкого обсуждения, после трехлетнего переходного периода. "Если требование актуально, то оно должно быть перенесено в новый акт, но только после оценки регулирующего воздействия, - сказал С.Шипов. - Нам кажется, что это позволит действительно переломить ситуацию, и мы будем такие поправки предлагать".
Бизнес поддержит такой подход, но он очень трудоемкий, ему будут оппонировать практически все министерства и ведомства, ответственные за контроль и надзор, и каждое будет отстаивать свой блок нормативных актов, сказал президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас отметил, что одним из основных направлений деятельности ведомства является внедрение информационных технологий на объектах промышленности. В этих целях по инициативе ведомства российскими разработчиками создан программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на таких объектах, а также собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора.
Таким образом, по словам А.Рыбаса, у контролирующего органа впервые появилась возможность получать информацию не о случившемся событии, а о риске наступления аварии, что дает возможность принимать своевременные меры реагирования.
«Уникальность комплекса состоит в том, что он подключается к действующим системам обеспечения промышленной безопасности на предприятиях, что минимизирует расходы для его установки. Сейчас программный продукт проходит тестовые испытания на опасных производственных объектах различных отраслей», - сказал замруководителя Ростехнадзора.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев обозначил основную задачу ведомства - обеспечение устойчивого развития геологической отрасли и воспроизводстве минерально-сырьевой базы РФ. В рамках выполнения задачи была проведена актуализация лицензий на пользование недрами, модификация положения установления и изменения границ. В качестве основных инноваций законодательства о недрах Е.Киселев обозначил правовое регулирование сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации о недрах.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов сообщил, что ежегодные плановые проверки Роструда коснутся примерно 10 тысяч предприятий, при этом деятельность 5 миллионов работодателей отнесена к низкой категории риска — их проверки не затронут.
"С этого года плановые проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода. Один раз в два года мы проверяем работодателей, деятельность которых отнесена к высокой категории риска, не чаще чем один раз в шесть лет проверяем работодателей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, а таких у нас более 5 миллионов, плановые проверки не проводятся", – сказал В.Вуколов.
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов отметил, что сегодня существует достаточно четкая методология по автоматизации системы управления рисками, а также специальные информационные ресурсы, которые также способствуют решению поставленной задачи. Динамика показателей эффективности применения системы управления рисками при таможенном декларировании прогрессирует с каждым годом. Компании делятся на три категории, соответственно происходит перераспределение доли таможенных платежей и доли деклараций.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов подчеркнул необходимость создания специальных планов по развитию конкуренции, также акцентировал внимание на принятии мер по снижению административных барьеров. «Меры будут готовиться на основе докладов органов исполнительной власти» - сказал А.Цыганов.
Презентации:
- Шипов Савва Витальевич, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
В результате реформы количество проверок в 2018 году сократится почти на 13 000
- Давыдов Руслан Валентинович, Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
Комментарии (0)