До 1 июля 2018 года Правительство утвердит план по переходу отдельных сфер нашей экономики из монопольного состояния в условия рыночной конкуренции. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям придётся потесниться, чтобы освободить место для малого и среднего бизнеса. Не исключено, что целый ряд услуг частные предприятия будут выполнять в равных долях с государством.
Конкуренцию простимулируют законом
«В конце прошлого года Владимир Путин подписал указ, утвердивший Национальный план развития конкуренции, рассчитанный на 2018-2020 годы. Сейчас кабинет министров продолжает работу над отраслевыми дорожными картами развития конкуренции», — сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая перед сенаторами в рамках правительственного часа 31 января.
По его словам, за последнее десятилетие благодаря работе законодателей были приняты четыре больших антимонопольных пакета законов, в результате чего созданы фундаментальные законодательные основы защиты и развития конкуренции. Сейчас ведётся работа над совершенствованием антимонопольного законодательства, однако новые нормы не будут носить такого глобального характера, как раньше, отметил руководитель ФАС. «Это законодательство должно быть достаточно стабильным, мы должны поработать по нему лет десять — пятнадцать», — сказал глава ведомства.
ФАС беспокоит, что сегодня в силу различных причин, прежде всего из-за общемирового кризиса, происходит усиление государственного сектора в экономике. Доминирование госкомпаний в ряде отраслей, недостаточная развитость малого и среднего бизнеса — всё это тормозит конкуренцию, как один из важнейших факторов роста, подчеркнул Артемьев.
Он уточнил, что для реализации Национального плана развития конкуренции в 2018 году следует разработать более десяти законопроектов. В их числе должны быть документы, ограничивающие создание унитарных предприятий на конкурентных рынках и запрещающие государственным структурам и муниципалитетам приобретать акции и доли компаний, функционирующих в условиях конкуренции.
Согласно указу главы государства, Правительству РФ до 1 июля этого года необходимо утвердить план по переходу отдельных сфер из естественно-монопольного в состояние конкурентного рынка. Также в 2018 году будут определены монополии, утверждение и контроль инвестиционных программ которых будет осуществлять Правительство РФ. Отдельным направлением реализации документа главы государства являются отраслевые планы развития конкуренции, в которых будут содержаться перечни ключевых показателей и ожидаемых результатов.
«Сейчас распространены случаи, когда ГУПы и МУПы занимают товарный рынок, на котором мог бы развиваться бизнес. Разработанные нами инициативы позволят заменить унитарные предприятия на компании малого и среднего бизнеса. Их будут отбирать на конкурентных закупках, и это позволит предотвратить госмонополию в экономике. Федеральные и региональные органы власти также несут ответственность за развитие конкуренции. Им запрещено создавать дискриминационные условия для бизнеса», — пояснил глава Антимонопольной службы.
Разработанные нами инициативы позволят заменить унитарные предприятия на компании малого и среднего бизнеса. Их будут отбирать на конкурентных закупках, и это позволит предотвратить госмонополию в экономике.
Игорь Артемьев считает, что, например, вопросы социальной политики не должны решать только госслужащие, которые получают зарплату от государства. Необходимо, чтобы НКО активнее участвовали в этом процессе. «Никто лучше, например, самих инвалидов не знает проблем, с которыми они сталкиваются. Так пусть они помогают оказывать социальные услуги. Таким образом мы могли бы уходя от госзаказа сделать в социальной сфере человеколюбивую революцию», — отметил он.
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала планы Игоря Артемьева. Единственное, что смущает спикера палаты регионов, — это уровень ответственности малого и среднего бизнеса. Потянет ли бизнес такую ношу? «Многие МУПы передали бизнесу, и это кончилось плачевно. Например, в Кисловодске, таким образом, была развалена система работы по уборке города. И сейчас мэр должен создать МУП, чтобы решить возникшие проблемы», — привела пример сенатор.
Тем не менее она уверена, что от монополии государства тоже надо постепенно уходить, и никто лучше ФАС в проработке мер для этого не справится. Равно как и с проработкой мер по борьбе с региональным протекционизмом, когда дискриминируются товары, поступающие из соседних областей на якобы закрытые от них рынки.
Супермаркеты будут работать по своему графику
Парламентарии задавали главе ФАС разные вопросы, но многие из них объединила тема конкуренции на продовольственном рынке.
Первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский спросил, есть ли в антимонопольном плане положение, касающееся мероприятий по развитию конкуренции в торговле — ведь сети монополизируют рынок продовольствия. «И не нужно ли для развития конкуренции ограничить работу супермаркетов в выходные дни, как это делается, например, в Польше?» — уточнил вопрос Лисовский.
Цены на тепло, воду в регионах настолько отличаются, что разобраться в методиках расчёта тут зачастую невозможно.
«Я лично закрытия магазинов в субботу и воскресенье не хочу. Я сам только в эти дни могу пройтись с женой за продуктами», — сказал Артемьев и добавил, что в Польше сильно влияние профсоюзов, которые ратуют за то, что нельзя работать семь дней в неделю, а график, предусматривающий два дня работы после двух дней отдыха, слишком дорого обходится владельцам. Что касается России, то малый бизнес пока не готов заменить работу сетевиков в этом вопросе.
Другая тема — это регулирование цен на питание в аэропортах и билетные тарифы воздушных и железнодорожных перевозок. Ситуацию в этой сфере Артемьев назвал безобразием и заверил, что ФАС усиленно работает над снижением цен. Для этого, в частности, надо запретить субаренду торговых площадей в зданиях аэровокзалов, и соответствующий законопроект ведомство уже подготовило.
Что касается цен на авиабилеты, то служба совместно с авиакомпаниями будет вырабатывать общий алгоритм ценообразования на перевозки. «Это нужно для того, чтобы избежать необоснованного завышения цен. Мы точно установили, что их прописывают люди, а не машина», — сказал руководитель антимонопольного ведомства.
Вообще тема тарифного регулирования для ФАС одна из главных и проблемных. Чтобы исправить ситуацию, антимонопольщики уже подготовили и отправили на согласование концепцию закона о тарифном регулировании в России. «Оно вообще сейчас в России отсутствует, — пояснил Артемьев. — Цены на тепло, воду в регионах настолько отличаются, что разобраться в методиках расчёта тут зачастую невозможно. Методики уберём и пропишем правила формирования тарифов».
Валентина Матвиенко попросила Комитет палаты регионов по экономической политике активно подключиться к этой работе.Она также обратила внимание на вопрос госзакупок в социальных учреждениях. Такие организации, по мнению спикера, не должны этим заниматься. Иначе происходят такие ситуации, как отравление детей, да и цена продукта не должна быть определяющей в выборе поставщика. «Качество — это то, чем нужно руководствоваться в данном вопросе», — считает спикер Совета Федерации.
Палата уже активно работает в этом направлении и, как сообщил сенатор Алексей Коротков, вопрос допуска малого бизнеса и НКО к госзакупкам будет обсуждаться на «круглом столе» Комитета Совета Федерации по экономической политике в апреле.
Большая непослушная четвёрка
Игорь Артемьев рассказал также, что не все операторы сотовой связи в России исполнили предупреждение по отмене внутрисетевого роуминга.
В сентябре 2017 года сообщалось, что ФАС решила урегулировать вопрос с внутрисетевым роумингом операторов «большой четвёрки» до конца прошлого года. В рамках проводимых мероприятий полная отмена роуминга, согласно заявлениям Игоря Артемьева, может произойти уже в текущем году. Пока же «большую четвёрку» — «Вымпелком», МТС, «Мегафон», «Т2 Мобайл» — обязали ежемесячно отчитываться об исполнении предупреждения федеральной службы.
В России существует несколько видов роуминга: национальный, внутрисетевой и отдельно — в Крыму. Внутрисетевой роуминг существует внутри определённой сети на территории России и различается в зависимости от региона.
«Сегодня истекает срок исполнения предупреждения для «Мегафона», МТС и «Вымпелкома». Знаю, что не все из них двигаются в нужном направлении. Сейчас будем заниматься выяснением — кто, почему, как», — сказал руководитель ведомства и добавил, что эти действия могут повлечь за собой для операторов тяжёлые последствия. «Зря они так себя ведут», — заключил Артемьев.
Комментарии (0)