Недостаток оборотных средств оказал наиболее негативное влияние на деятельность компаний в январе 2018 года, по мнению 45,2% участников опроса. В декабре этот вариант также находился на первом месте с долей 43,3%.
Неплатежи со стороны контрагентов ограничивали работу 35,5% компаний. Данный ответ потерял за месяц 7,8%.
Снижение спроса ощутили на себе 27,4% организаций. В декабре 2017 году вариант набрал примерно такую же долю – 28,3%.
Недоступность заёмных средств мешает 21% компаний. Доля снизилась на 4%.
Объёмы производства компании пришлось сократить в текущих условиях 17,7% опрошенных организаций. Значимость этого варианта резко выросла – в декабре его доля составляла всего 5%.
Инвестиционные программы были сокращены или перенесены в 14,5% компаний (-7,2% по сравнению с данными за декабрь).
Рост фискальной нагрузки отметили в январе 12,9% респондентов. За месяц доля варианта прибавила 2,9%.
Валютная нестабильность беспокоит 11,3% опрошенных организаций (+3% к значению декабря).
Об ухудшении поставки сырья и комплектующих заявили также 11,3% респондентов. В декабре 2017 года доля была выше – 15%.
Рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей ощутили на себе в январе 8,1% организаций. В декабре этот вариант набрал долю 1,7%.
Негативное влияние на деятельность 4,8% компаний оказал отказ партнёров от реализации совместных проектов (-1,9% от значения декабря).
3,2% организаций столкнулись с невозможностью оснастить организации новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта, доля этого ответа за месяц не изменилась.
Такую же долю в январе набрал ответ «на работу компании негативно повлияли санкции со стороны западных стран». В декабре его доля была равна 5%.
Работу 3,2% компаний ограничивал в январе 2018 года отказ от выхода на новые рынки сбыта, в декабре этот вариант не отметил ни один из участников опроса.
Несколько респондентов предложили собственные ответы на вопрос, что наиболее негативно повлияло на деятельность компаний в отчётный период.
Крупная добывающая организация из Приволжского ФО написала, что в её случае это ужесточение конкуренции в отрасли нефтепромыслового сервиса.
Крупная компания из Уральского ФО, занятая в лёгкой промышленности, обеспокоена наличием конкурирующего теневого импорта.
Крупная финансовая организация из Дальневосточного ФО ответила, что наиболее негативное влияние оказывает ужесточение регуляторной нагрузки, рост конкуренции со стороны государственных и псевдо-государственных банков.
Работе крупной компании из Республики Коми, занятая в строительстве железных дорог, мешает в первую очередь коррупция в естественных монополиях, существующие мошеннические схемы в этом секторе.
Крупная энергетическая организация из Приволжского ФО настаивает на том, что на её деятельность негативное влияние оказывают низкие экономически необоснованные тарифы на газ.
12,9% респондентов выбрали вариант «компания не сталкивалась в своей работе с последствиями экономического кризиса». Доля выросла по сравнению с декабрём на 2,9%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
В качестве основной меры по повышению эффективности деятельности 73,3% компаний назвали сокращение расходов. В декабре доля этого варианта составляла 80%.
Реализация программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий запланирована в 48,3% организаций. В декабре был зафиксирована максимальная доля данного ответа – 61,7%.
Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ собирается треть опрошенных компаний (+6,6% к декабрьскому значению).
30% респондентов указали вариант «продажа непрофильных активов», его доля за месяц выросла на 8,3%.
Увеличить выпуск продукции без расширения производства предполагают 25% организаций. В декабре так ответили 28,3% участников опроса.
21,7% компаний намерены повысить цены. По сравнению с декабрём, доля снизилась на 8,3%. Возможно, относительно высокие доли этого варианта в декабре-январе обусловлены сезонными факторами. С другой стороны, о возможном снижении цен заявили в январе только 8,3% компаний.
В оба месяца – и в декабре, и в январе – 18,3% организаций планируют начать требовать аванс со стороны покупателей. 13,3% респондентов отметили в январе вариант «собираемся отказаться от авансирования поставщиков» (+3,3% к значению декабря).
15% организаций готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Доля этого ответа выросла за месяц на 6,7%.
Номенклатуру производимой продукции / услуг намерены сократить 5% компаний, в декабре доля варианта была ниже – 3,3%.
Как и в декабре, десятая часть организаций планирует оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
70,2% компаний, собирающихся сокращать расходы, будут в первую очередь снижать расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.).
Сократить расходы на персонал готовы более половины опрошенных компаний (53,2%).
40,4% организаций ответили, что будут экономить на сырье и комплектующих.
36,2% компаний будут снижать расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия компании.
Этот вопрос мы задавали только респондентам, указавшим, что в их компаниях будет проведено сокращение расходов.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Как и в декабре, более двух третей компаний (64%), планирующих сокращение расходов на персонал, будут в первую очередь сокращать наём персонала.
40% организаций переведут сотрудников на работу на условиях неполного рабочего дня или направят их в отпуска без сохранения заработной платы. Доля варианта выросла на 25%.
28% компаний собираются уволить часть работников (-2% от значения декабря).
Пятая часть респондентов указали, что будут сокращать размер социального пакета для сотрудников. Такую же долю набрал вариант «в планах сокращение заработной платы сотрудников».
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Опережающее обучение сотрудников вели в январе 38,7% компаний. В декабре доля варианта составляла 31,7%.
В 33,8% организаций проводились стажировки сотрудников. Доля варианта выросла за месяц на 8,8%.
Временную занятость организовывали в оба месяца порядка пятой части компаний.
48,4% участников опроса пропустили данный вопрос.
Компании, в которых приняты и действуют социальные программы, уточнили в ходе опроса, что именно в них входит.
Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 73,9% организаций (+9,6% к декабрьскому значению).
67,4% компаний направляют средства на оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). В декабре этот вариант выбрали 81% респондентов.
В 41,4% компаний действует добровольное медицинское страхование. За месяц доля снизилась на 11,1%.
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Жилищные программы для работников (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования) действуют в 37% компаний, по сравнению с данными за декабрь доля почти не изменилась.
Дополнительное пенсионное страхование распространено в 26,1% организаций. Доля за месяц выросла незначительно – на 2,3%.
Также компании дали собственные ответы на заданный вопрос: дотация и оплата питания, спортивные программы, обеспечение временного проживания при необходимости, оплата жилья молодым специалистам, беспроцентные займы сотрудникам, программы для детей сотрудников.
Источник: РСПП
Комментарии (0)