Новые технологии могут сократить издержки небольших компаний и индивидуальных предпринимателей по ведению бухгалтерии, но предложение на рынке онлайн-бухгалтерий по-прежнему в дефиците, сервисов мало, а вход в этот бизнес дорогой. Об этом в интервью «Газете.Ru» рассказал в интервью руководитель сервиса «Контур.Эльба» компании «СКБ Контур» Рамиль Шайхутдинов.
— Способна ли онлайн-бухгалтерия полностью заменить бухгалтера? В каких случаях к нему всё-таки нужно обращаться?
— Обычно бухгалтер получает от предпринимателей сведения о бизнесе, считает налог и формирует отчёты. Онлайн-бухгалтерии делают то же самое автоматически. Сервисы заменяют бухгалтера и стоят дешевле, чем услуги аутсорсеров.
Однако предпринимателям со сложными или редкими условиями налогообложения подходит только бухгалтер. Мы не можем учесть все требования законодательства и перевести в вид «нажал на кнопку — налоги оплачены, а отчёты отправлены».
Например, мы не работаем с общей системой налогообложения и компаниями с тяжелыми и вредными условиями труда. Если ситуация предпринимателя нетипичная, при регистрации стоит спросить, подойдёт ли сервис.
— И какие, по-вашему, условия налогообложения малого бизнеса настолько уникальны, что для них требуется бухгалтер?
— Перечислять все частные случаи, наверное, не стоит. Например, если часть сотрудников занята льготной деятельностью, а часть нет — «Эльба» тоже не подойдёт. А если совмещать УСН и патент — придётся создавать 6-НДФЛ в другом сервисе.
— В своем штате вы держите консультантов-бухгалтеров? Или онлайн-бухгалтерии только хранят и передают данные в ФНС?
— Назвать онлайн-бухгалтерии сервисами по передаче данных в налоговую — это преуменьшение. Предприниматели ведут в онлайн-бухгалтериях налоговый и бухгалтерский учёт, работают с товарами, создают документы и проверяют контрагентов. А ещё сдают отчёт 4-ФСС в Фонд социального страхования, а отчёт СЗВ-М в Пенсионный фонд.
Что касается штата, то по несложным вопросам налогообложения и работы с документами предпринимателям могут помочь наши консультанты техподдержки. Образование у них самое разное, бухгалтерские знания они получают во время работы, в поддержке проводят обучение. Также на собеседованиях мы предупреждаем кандидатов, что придётся изучить много нового. На более дорогих тарифных планах пользователей консультируют профессиональные бухгалтеры.
— До 2009 года рынка онлайн-бухгалтерии не существовало. Сейчас это высококонкурентный рынок или ваши услуги все еще дефицитны для малого и среднего бизнеса?
— В стране миллионы ИП, а в онлайн-бухгалтериях — сотни тысяч. Обычно клиенты одного сервиса не знают о других, а на конкурентных рынках такого не бывает.
Онлайн-бухгалтерий мало, потому что вход в этот бизнес дорогой: отчётов много, и все надо поддерживать.
За последний год появились онлайн-бухгалтерии от Сбербанка, Альфа-банка, «Точки» и Тинькофф-банка. Прямо в интернет-банке предприниматель платит налоги и сдаёт отчёты. Рынок становится более конкурентным. Но онлайн-бухгалтерии банков подходят только для ИП без сотрудников на упрощённой системе налогообложения.
— Сколько, по вашему, потребуется инвестировать в создание аналогичного сервиса онлайн-бухгалтерии, если заняться этим делом с нуля в 2017 году?
— Сотни миллионов рублей. А срок возврата инвестиций — 5-10 лет.
— В 2017 году по-прежнему актуален вопрос надежности хранения данных бухгалтерии в онлайне? Как эта технология будет развиваться дальше?
— Я думаю, что вопрос не актуален. Люди привыкли к облачным сервисам и доверяют им свои данные. Мы перестали писать о безопасности в рекламных материалах. Пользователи знают, что в сервисе работают их знакомые предприниматели, видят, что он сделан хорошо, и понимают, что с безопасностью тоже не будет проблем. Пока на взломы никто ни разу не жаловался.
Тем не менее, чтобы получить дополнительную защиту от воровства паролей, пользователи могут включить двухфакторную аутентификацию, как в интернет-банке. В этом случае предприниматели вводят пароль и код из СМС при каждом входе в сервис.
— Каких распространенных ошибок во взаимоотношениях предпринимателя с ФНС помогают не совершать онлайн-бухгалтерии?
— Главная ошибка — предприниматели неправильно заполняют формы отчётов или скачивают старые шаблоны.
Онлайн-сервис может отследить актуальность форм и сам заполнить отчёт, в то время как предприниматель может даже не знать, как он выглядит — достаточно нажать на кнопку «Отправить через интернет».
Также интернет-бухгалтерии считают налоги и взносы автоматически, поэтому при оплате налогов предприниматель тоже не совершит ошибку. Главное — вовремя отражать в сервисе доходы и расходы. А чтобы предприниматели платили налоги и сдавали отчёты вовремя, есть напоминания о сроках по электронной почте и в СМС.
— За ошибки бухгалтера отвечает предприниматель. А какая страховка у предпринимателя от ошибок онлайн-бухгалтерии?
— Автоматический сервис внимательнее бухгалтера, поэтому ряда ошибок удается избегать вовсе. Бывают ошибки со стороны налоговой или ПФР – с ними помогает разобраться служба поддержки.
Цена ошибки в логике программы слишком высока. Например, при неправильном расчёте налога УСН пострадают все предприниматели на УСН, а это около половины наших пользователей. Поэтому разработчики внимательно проверяют сервис перед каждым обновлением.
— Но все же ошибки бывали? Как вы урегулировали их последствия с клиентами? Были ли какие-то компенсационные выплаты?
— Когда пользователи спрашивают об ошибках, мы обещаем компенсировать все штрафы и пени по вине сервиса.
До сих пор за компенсацией никто не обращался.
Эксперты отслеживают изменения в законодательстве, а обновления происходят автоматически, потому что сервис облачный.
— Как онлайн-бухгалтерии снижают порог входа в бизнес?
— Многим предпринимателям страшно начинать бизнес, потому что непонятно, как всё правильно оформить. Они переживают о штрафах и с подозрением относятся к бухгалтерам. С онлайн-бухгалтерией предприниматель знает, что ему напомнят, когда выполнить задачу, помогут её сделать и подскажут, если будет что-то непонятно.
Ещё начинающие предприниматели получают от нас год работы в «Эльбе» бесплатно. За год предприниматели понимают, стоит ли заниматься бизнесом дальше и удобно ли вести бухгалтерию в сервисе.
— В 2018 году многие проекты ФНС станут повседневностью: маркировка, ККТ, АСК НДС-2, ЕГАИС. Как онлайн-бухгалтерия встраивается в эти системы?
— Небольшой бизнес не работает с НДС, а маркировка — пока только для меховых изделий. Для работы с ЕГАИС у нашей компании есть отдельный продукт.
Больше всего пользователей задел переход на онлайн-кассы. Они нужны всем, кто работает с физлицами. Для того, чтобы облегчить им жизнь, мы интегрировались с кассовыми программами «Контур.Маркет», LiteBox и LifePay — когда закрывается смена, платёж автоматически попадает в «Эльбу» и учитывается в налоге.
— Когда обычно ваши клиенты считаются «переросшими» возможности онлайн-бухгалтерии и должны завести собственную бухгалтерию? Они сами должны подумать об этом или вы их предупреждаете на основе анализа клиентской базы?
— Обычно предприниматель сталкивается с ограничениями «Эльбы» и сам понимает, что пора искать бухгалтера. Например, он переходит на общую систему налогообложения и начинает работать с НДС.
В этом случае мы советуем другой наш продукт — «Контур.Бухгалтерию» — и предупреждаем, что она требует бухгалтерских знаний.
— Кроме онлайн-бухгалтерии вы предлагаете другие проекты, например, справочную и «Журнал». Зачем тратиться на эти продукты и что они дают вашим клиентам?
— Обучение предпринимателей повышает лояльность наших клиентов и привлекает новых. Как способ продвижения оно окупается. Многие предприниматели находят наши статьи в поисковых системах, получают ответы, доверяют создателям сервиса и регистрируются в нём.
Помимо этого, предприниматели принимают много решений, например, нанимают сотрудников, подключают онлайн-кассы, переходят на другую систему налогообложения. Все возможные ситуации в онлайн-бухгалтерии не представить, но с помощью других проектов можно посоветовать бизнесу, как сделать правильно. Справочная и «Журнал» помогают предпринимателям учитывать требования законодательства и избежать штрафов, а курс для начинающих ИП помогает получить представление о бухгалтерии за 7 уроков.
— Господдержка малого и среднего бизнеса уменьшается за последние 3 года. По вашим клиентам это заметно?
— Наши пользователи редко получают серьёзные субсидии, потому что занимаются небольшим и неприоритетным для государства бизнесом. Единственная популярная субсидия — 58 тыс. рублей на открытие малого бизнеса.
Комментарии (0)