12 декабря 2017

Принятие пакета поправок в Налоговый кодекс РФ – не единственная инициатива по обременению российской экономики. Серьезные риски для устойчивого ее развития в наступающем году содержатся в дополнительных налоговых и новых неналоговых предложениях Правительства РФ.

ЭНЕРГЕТИКА

Возврат механизма перекрестного субсидирования, когда все платят за содержание территориальных распределительных сетей, может стоить экономике страны к 2022 году до 2,5% промышленного роста и до 0,5% роста ВВП. В денежном выражении в ценах 2016 года это составит порядка 429,403 млрд. рублей, без гарантий по снижению затрат потребителей электроэнергии и эффективности распределительных сетей в обозримой перспективе, а также положительного эффекта в целом.

Помимо этого, Минэнерго России предлагает начать строительство новых мощностей по производству электроэнергии или реконструкции существующих мощностей за счет средств, собранных с потребителей. Хотя текущая выручка генерирующих компаний позволяет им самостоятельно инвестировать необходимые объемы средств. И что еще важно: дефицит генерирующей нагрузки в краткосрочном периоде не имеет подтверждения, а, скорее, наоборот. В Программе развития ЕЭС России на 2017 – 2023 гг., утвержденной приказом Минэнерго России, в 2023 году прогнозируется избыток мощности более 26,2 ГВт.

Это не все. Минэнерго России пытается изменить правила оплаты услуг по передаче электроэнергии, установив плату за резерв мощности, т.е. создать обязательство потребителей электроэнергии платить за неиспользуемые мощности. На вопрос, откуда взялись эти неиспользуемые мощности, и почему заявки на техприсоединение были выполнены без надлежащих гарантий использования мощности со стороны заявителей, ответа нет. Эта инициатива будут стоить промышленности не менее 100 млрд рублей.

ТРАНСПОРТ

Правительство на совещании по вопросу тарифного регулирования железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» согласовало общий рост тарифа в 2018 году на 5,4% вместо обещанных ранее 2%. Кроме того, монополии разрешено использовать полуторапроцентную компенсацию для возмещения роста налогов и применять штраф за порожний пробег вагонов и других транспортных средств, которые используют грузоотправители.

При общем понимании важности долгосрочной тарифной составляющей и стабильности тарифного регулирования необходимое решение Правительства об установлении долгосрочного тарифа по формуле «инфляция минус» (фактическая инфляция 2017г составила 45 минус 0,1%, т.е. 3,9%) в очередной раз отложено, теперь на 2019-2025г.г.

НАЛОГИ

Показатель налоговой нагрузки, согласно актуализированному исследованию РСПП, в российской экономике вырос с 22,3% в 2013 г. до 23,7% в 2016 г., и оказался одним из наиболее высоких в обрабатывающих производствах - 36,4% в 2016 г.

  1. Дальнейший рост нагрузки прогнозируется в 2018 году из-за введения новых налогов, принятых пакетом поправок в Налоговый кодекс РФ в ноябре 2017г. В частности, введены НДС на металлолом и налог на движимое имущество, возвращено налогообложение энергоэффективных объектов, — это далеко не полный перечень налоговых новелл, которые ожидают промышленность в наступающем году.

  2. Эксперты РСПП прогнозируют возвращение к идее налога с продаж к середине 2018 года. Данный налог отменен в 2004 году из-за угрожающего дефицита федерального бюджета. Инициативу повторного введения в 2014 году заблокировал Центробанк, справедливо полагая, что это повысит уровень инфляции: увеличение налога на 3% разгоняет инфляцию на все 5%.

При одновременном действии НДС и налога с продаж создается двойное налогообложение - налоговая база будет определяться как стоимость реализованных товаров и услуг с учетом налога на добавленную стоимость. Но нигде в мире не работает система с двумя налогами на оборот одновременно. Тогда логично отказаться от НДС, более сложного в администрировании, как это сделано в США.

Возврат налога с продаж создает цепную реакцию: рост цен на товары отечественного производства, снижение покупательской способности населения, падение спроса на внутреннем рынке, утрата отечественными товарами конкурентоспособности по сравнению с импортируемыми, сокращение производства продукции. Помимо прочего, изменение налогового режима меняет процедуры администрирования налогов, предпринимателям приходится адаптироваться к новому порядку. В целом уровень рисков, создаваемых при введении налога с продаж, для добросовестного бизнеса, граждан и экономики является чрезмерным при низкой вероятности достижения поставленных целей.

РСПП считает: очередное увеличение налогов и тарифов противоречит ранее данным гарантиям сдерживания нагрузки. Такие решения создают порочный круг, когда для оживления инвестиций в промышленности Правительство множит различные стимулирующие механизмы, финансирование которых оно вынуждено поддерживать за счет роста налогов, тарифов и прочих сборов. Более действенными являются альтернативные источники наполнения бюджета, например, повышение внутренней операционной эффективности монополий, роста собираемости и качества налогового администрирования и оптимального перераспределения поступлений от существующих налогов по уровням бюджетной системы страны.

© Комитет по налоговой политике РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий