Реформирование лесного законодательства началось в России еще в 90-х годах ХХ века. В конце января 1997 года Президент России Борис Ельцин подписал одобренный парламентариями Лесной кодекс РФ. Однако еще по ходу работы кодекс был признан несовершенным, и уже в начале нового тысячелетия по поручению Президента России Владимира Путина началась разработка новой.
В 2004 году проект Лесного кодекса был подготовлен Правительством России и в феврале 2005-го внесен в Государственную Думу. Несмотря на то, что в апреле 2005 года его приняли в первом чтении, сам документ был неоднозначно принят парламентариями. Шли жаркие дискуссии, и одних только поправок ко второму чтению поступило более трех тысяч, а само оно переносилось пять раз. Больше года понадобилось, чтобы депутаты приняли законопроект окончательно, и лишь в ноябре 2006 года Лесной кодекс поступил в Совет Федерации, где снова произошла заминка. Сенаторов не устроил тот факт, что передаваемые регионам полномочия в лесной сфере не соответствовали объему финансирования. В конце концов, согласия удалось достичь, и Совет Федерации одобрил кодекс, а в начале декабря 2006 года он был подписан президентом. С 1 января 2007 года кодекс вступил в силу.
Небольшое время — пока действовал объявленный переходный период — изменения и поправки в него не вносились. Однако уже с 2008 года процесс, что говорится, пошел. Кодекс постоянно подвергался технической и терминологической правке, продлевался переходный период, объявлялся запрет на ограничение доступа граждан в леса, на размещение дачных кооперативов, на самостоятельную заготовку новогодних елок и так далее. Всего же, как подсчитали эксперты, за первые восемь лет действия нынешнего Лесного кодекса (с 2007 по 2014 год) было принято двадцать семь федеральных законов, вносивших в него изменения. И судя по тому, что критика в адрес документа не прекращалась, становилось понятно: процесс корректировки пойдет и дальше.
Можно зафиксировать две волны масштабных изменений Лесного кодекса. Первая прошла в 2015 году. Уточнялись понятия «лесной участок», «рубка лесных насаждений». Появилась новая статья, регламентировавшая порядок проведения лесосечных работ, которые в соответствии с ее нормами разделили на подготовительные, основные и заключительные, обязанные выполняться в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины. В статью, регламентирующую заготовку древесины, вносилось требование о том, что в лесничествах, лесопарках таковая устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Полностью изменялись порядок и требования к проектированию лесных участков. Также вводился совершенно новый порядок предоставления гражданам и юрлицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, уточнялось, что подобные лесные участки могут быть предоставлены в постоянное пользование на основании решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления на условиях аренды или безвозмездного пользования.
Изменялись и сами условия аренды. Утратила силу норма, определявшая преимущественное право добросовестного арендатора на перезаключение договора аренды. Размер арендной платы на лесной участок стал определяться в соответствии с методикой, установленной Правительством РФ. У арендаторов появилось право на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов. Одна из новых статей кодекса определяла, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов. Еще одна новая статья вводила регулирование порядка и правил изменения и расторжения договора купли-продажи лесных насаждений.
Еще большей корректировке Лесной кодекс подвергся в этом году, когда вступили в силу поправки и изменения, принятые в 2016-м. В частности, были отредактированы нормы о лесной инфраструктуре, обязывающие теперь содержать ее объекты в состоянии, которое обеспечит их эксплуатацию по назначению без потери полезных функций лесов. Отдельно оговаривался вопрос создания лесных дорог для защиты, воспроизводства и охраны лесных массивов. Были усовершенствованы положения по использованию лесов и земель для деятельности охотничьих хозяйств. Если прежде граждане имели право использовать леса в общедоступных охотничьих угодьях без предоставления лесного участка, то сейчас такое использование допускается в том случае, если это не влечет за собой рубку леса или создание объектов охотничьей инфраструктуры. А вот на лесных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных на определенных условиях индивидуальным предпринимателям и юрлицам, разрешалось создавать объекты охотничьей инфраструктуры (в том числе ограждения), которые будут являться временными постройками.
-
1184,1 млн га общая площадь земель лесного фонда РФ
Целый ряд изменений Лесного кодекса касался вопросов введения государственной регистрации прав на лесные участки, их ограничений и обременений, а также совершенствования регулирования лесных отношений. В отчете об использовании лесов сейчас необходимо предоставлять, в частности, информацию об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) составе древесины и ее сортиментном составе. А к отчету прилагать материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), материалы фото- и видеофиксации.
В новой редакции кодекса были усилены положения, касающиеся охраны, защиты и воспроизводства лесов, в частности, нормы по охране лесов от пожаров с обязательными отчетами о соответствующих мерах, в том числе о противопожарном обустройстве лесов. Такого же рода изменения коснулись отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении. Существенно изменились и нормы кодекса по заключению договора аренды лесного участка.
Появился реестр недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений, с которыми запрещается заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Усилили и ответственность за нарушения лесного законодательства. Раньше конфискации подлежали не только незаконно заготовленная древесина, но и транспортные средства, другие орудия незаконной заготовки древесины, сейчас — древесина и иные лесные ресурсы (то есть живица, пробка, грибы, плоды, ягоды, орехи, лекарственные растения, охотничье-промысловые ресурсы и так далее). Кроме того, отредактирована норма, касающаяся возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам…
Понятно, что в результате многочисленных изменений действующий Лесной кодекс РФ — это уже совсем не тот документ, что вступил в силу в 2007 году, вызвав бурные дебаты на всех уровнях власти и общества. Но открытым и обсуждаемым по-прежнему остается вопрос: соответствует ли он потребностям и вызовам сегодняшнего дня?
Читайте также:
Государству необходимо вернуть контроль над лесными богатствами
Комментарии (0)