В Госдуме считают, что при распределении субсидий на сельское хозяйство нужно учитывать как рост производства, так и динамику оттока населения
В рамках недавнего «правительственного часа» в Государственной Думе с министром сельского хозяйства Александром Ткачёвым спикер палаты Вячеслав Володин пообещал, что депутаты возьмут на контроль вопрос распределения между регионами средств господдержки. Эту же тему законодатели обсудили 24 октября на расширенном заседании думского Комитета по контролю и Регламенту.
Проблемные регионы получают меньше средств
«Хотелось бы услышать от министерства, почему регионы, у которых небольшое количество земли, получают в разы больше поддержки на развитие сельского хозяйства, а регионы, у которых проблемные почвы и природно-климатические условия очень сложные, получают в разы меньше?» — обратился Вячеслав Володин к главе Минсельхоза, который приехал пообщаться с депутатами 13 сентября. Но Александр Ткачёв не смог дать чёткий ответ на этот вопрос, как и его заместитель Игорь Кузин, выступивший 24 октября на заседании Комитета нижней палаты по контролю и Регламенту.
Финансирование сельского хозяйства в бюджете 2018-2020 годов планируется сохранить на уровне 2017 года. Об этом сообщил зампред Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Всего на госпрограмму развития сельского хозяйства предлагается выделить в 2018 году 242,3 миллиарда рублей, на 0,2 миллиарда больше, чем в текущем году. На развитие отраслей агропромышленного комплекса (АПК) пойдёт 58,3 миллиарда, на стимулирование инвестиционной активности — 102 миллиарда, на модернизацию и инновационное развитие — 10 миллиардов рублей, что почти на четыре миллиарда меньше, чем в 2017-м. На устойчивое развитие сельских территорий направят 16,2 миллиарда рублей, а на поддержку вузов — один миллиард.
Вместе с тем Игорь Кузин заявил, что будет увеличена поддержка сельскохозяйственного производства. В 2016 году она составила 182 миллиарда, в 2017-м — 207 миллиардов, в 2018-м сумма выделенных на эти цели средств составит 211 миллиардов рублей.
«В условиях поставленной задачи импортозамещения это правильная политика», — сказал замглавы ведомства. Он добавил, что в сельское хозяйство планируется направить дополнительно 10,8 миллиарда за счёт перераспределения средств федерального бюджета 2017 года, предусмотренных на льготное кредитование. Приоритетом при этом станут закупочные интервенции — на них предлагается дать 5,28 миллиарда рублей. Остальные деньги пойдут на возмещение капитальных затрат (2,93 миллиарда), субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам (707,2 миллиона), субсидирование железнодорожных тарифов на перевозку зерна (один миллиард).
По какому принципу дают субсидии?
Большая часть вопросов депутатов замглаве Минсельхоза касалась критериев распределения федеральных субсидий на сельское хозяйство. «Нам важно понять, учитываются ли при распределении субсидий природно-климатические условия, пахотная площадь земель и другие показатели», — сказал Сергей Неверов.
◊ Есть непонимание, как распределяются средства. Ещё одна проблема в наличии избыточных требований, которые мешают получить необходимые средства.
По словам Игоря Кузина, в целом субсидии в региональные бюджеты из федерального составляли в 2016 году 153 миллиарда, а в 2017 году — 163 миллиарда. «Единая» субсидия была в 2016 году составила 45 миллиардов, в 2017 и 2018 годах - 39 миллиардов. Больше всего федеральных денег традиционно получают Белгородская, Брянская, Воронежская области, Крым и Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан и Татарстан. По словам замминистра, в основе принципов распределения единой субсидии — доля региона в валовом объёме сельхозпродукции, поголовье животных, численность и доля объёма малых форм хозяйствования. Таким образом Минсельхоз стимулирует территории развивать сельское хозяйство. Однако если судить по вкладу в ВВП, то очевидно, что успешным регионам предоставляются субсидии побольше.
«С точки зрения использования статистических показателей, ни у одного региона нет замечаний», — заверил Игорь Кузин. Он подчеркнул, что и в 2016, и в 2017 годах основной объём средств из федерального бюджета шёл на поддержку льготного кредитования и на грантовую поддержку фермеров. Начинающим фермерам выделяют около 1,5 миллиона, а на развитие семейной фермы — 5,7 миллиона рублей.
Нужны не просто цифры
Огромное количество цифр, которые представил замминистра, не дают возможности оценить справедливость распределения бюджетных средств в сельском хозяйстве, констатировала председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова. По её словам, представители регионов и эксперты обращают внимание на диспропорцию федерального субсидирования, неравномерность распределения льготных кредитных ресурсов в сторону крупных агрохолдингов, непрозрачность системы отбора Минсельхозом заявок для включения в реестр заёмщиков, длительное рассмотрение реестров потенциальных заёмщиков, ограниченные цели льготного кредитования.
«Есть непонимание, как распределяются средства, — сказала Ольга Савастьянова. — Ещё одна проблема в наличии избыточных требований, которые мешают получить необходимые средства».
По итогам заседания комитета Минсельхозу рекомендовали разработать и внедрить новые правила распределения господдержки — с учётом мнения аграрного сообщества. В качестве основных критериев депутаты предлагают учитывать потенциал наращивания производства, динамику оттока сельского населения, долю неиспользуемой сельскохозяйственной земли. В Госдуме считают, что сельскохозяйственные потребкооперативы нужно включить в систему льготного кредитования, а также предлагают увеличить долю краткосрочных кредитов для рядовых фермеров.
Кроме того, Комитет нижней палаты по контролю и Регламенту совместно со Счётной палатой проведёт анализ обоснованности распределения бюджетных средств. Итоги этой работы обсудят на заседании комитета во втором квартале 2018 года.
Комментарии (0)