С проверками будут чаще приходить к тем бизнесменам, которые систематически и грубо нарушают закон, а добросовестные компании Правительство хочет избавить от контрольно-надзорного давления. В Государственной Думе 19 октября прошли нулевые чтения законопроекта о госконтроле, в соответствии с которым предлагается внедрить «систему управления рисков».
Требования к проверкам радикально «разгрузят»
Соответствующий документ готовят последние два года —после того, как в 2015 году Президент России заявил, что пора перестать «кошмарить» российский бизнес. Разработанный в итоге законопроект призван изменить критерии проверки предпринимателей. Как рассказал министр-координатор Открытого правительства Михаил Абызов, в законопроекте есть ряд положений, на которые стоит обратить особое внимание.
Первое — вводится перечень видов госконтроля. Второе — в обязательном порядке появятся чек-листы, то есть списки контрольных вопросов, которые будут использовать инспекторы в ходе проверок. Это, по мнению авторов законопроекта, позволит ограничить «фантазии» контролёров, а заодно и коррупционные аппетиты некоторых чиновников.
Главной же новацией документа в Правительстве называют введение в надзорных ведомствах «систем управления рисками». Однако эксперты сразу обратили внимание, что риск-ориентированный подход уже прописан в законодательстве: в №264-ФЗ ему посвящена целая статья — восьмая. Как бы то ни было, считают специалисты, такие системы направляют контролёров не на добросовестный бизнес, который и вовсемогут освобождать от плановых проверок, а на организации и граждан, систематически допускающих грубые нарушения законодательства.
Министр экономического развития (МЭР) России Максим Орешкин, который принял активное участие в «доводке» документа, уверен — новый законопроект позволит отойти от «палочной системы» проверок, когда количество становилось важнее качества. Отсюда и поток проверок одного учреждения разными ведомствами. Глава Минэкономразвития привёл свежий пример — в прошлом году наиболее часто Большой театр проверял Росздравнадзор, который выписал учреждению штраф в 150 тысяч рублей за несоответствие правил хранения лекарств в медицинском кабинете. Понятно, что проверка была излишней и не по профилю, но действующий закон такие действия контролёрам позволяет.
Не секрет, что сегодня эффективность инспекторов оцениваются, исходя из количества рублей, собранных в ходе проверок, на один рубль, потраченный на проведение таких проверок. Получается, что профильные госорганы заинтересованы — чем хуже среда контроля, тем лучше для проверяющих. Отсюда и «два миллиона» требований, которые компании попросту не успевают даже изучить — не то что выполнить!
◊ 950 тысяч внеплановых проверок проведено в России за последний год
И чтобы изменить ситуацию — на этом министр сделал акцент — одних точечных мер недостаточно. Поэтому в МЭР предлагают радикальные меры — более ста требований к бизнесу, которые приняты до 2010 года, в ходе будущих проверок отменить. Во всяком случае до того, как предметно обсудить их с деловыми кругами России.
В списке новаций в проекте закона о госконтроле также предлагается выкладывать данные о проведённых проверках на официальных сайтах профильных ведомств — это станет сигнал другим госорганам, что не надо повторно «кошмарить» ту или иную организацию. Также поправками предполагается зафиксировать формы госконтроля, где, по словам Максима Орешкина, чётко прописываются процедуры и гарантии прав всех субъектов проверки. «Это главный вектор работы госконтроля на будущее», — считает министр.
Из тысячи мышей слона не получится
По мнению российских парламентариев, принятие соответствующего законопроекта необходимо и давно ожидаемо. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров отметил, что для предприятий реального сектора экономики — особенно для малых и средних их форм — проверки зачастую не дают заниматься развитием производства. А система риск-ориентированного подхода, по его словам, уже давно принесена в систему госорганов — первопроходцем здесь стал Ростехнадзор: «Это ведомство внедрило такую систему, причём внедрило её с успехом. Очевидно, что её надо распространять на другие сферы контроля — в том числе на финансовый».
«Если взять тысячу мышей, слона не получится», — такое сравнение привела глава Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова, говоря о том, что чрезмерное количество проверок и их оценка по объёму штрафов «должны уйти в прошлое».
Между тем авторам законопроекта нужно отказаться от «абстрактных норм» в тексте документа — это касается, например, такого понятия, как «общественно значимый результат» — и большого количества отсылочных норм. На это обратил внимание глава думского Комитета по экономической политике Сергей Жигарев.
А депутат Госдумы Алексей Кобилев отметил, что пока непонятно, как регулируется законом ряд принципиальных вещей. Во-первых, что будет с мораторием на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, во-вторых, как раскрываются критерии оценки рисков в новом законопроекте, в-третьих, каким образом оценивать обоснованность расходов бюджета на госконтроль.
Между тем эксперты высказали ряд конкретных предложений. Например, отсчитывать трёхгодичный срок «надзорных каникул» не с момента создания предприятия, а с момента получения лицензии на его деятельность. Особая тема — муниципальный контроль. На его долю приходится всего три процента всех госпроверок в России. Однако на системном уровне хватает пробелов, которые, если их не устранить, не дадут работать новому закону о госконтроле.
На некоторые из них обратил внимание зампредседателя Комитета Госдумы по федеративному устройству Игорь Сапко - нет чётких разграничений между госконтролем и муниципальным контролем, нет чёткого перечня видов муниципального контроля, избыточен объём проверок в отношении самих муниципалитетов (особенно со стороны прокуратуры) и т.д. Устранить имеющиеся пробелы законодателям предстоит во время грядущих чтений проекта.
Читайте также:
Надзорный кодекс покажут Госдуме
Комментарии (0)