Российские регионы задолжали бюджету и банкам около 2,3 триллиона рублей, а уровень собственных доходов в большинстве случаев пока не позволяет субъектам РФ рассчитаться с кредиторами. Как решить эту проблему? Об этом шла речь на «правительственном часе» в Госдуме.
До 150 тысяч рублей на гражданина
Финансовые отношения между федеральным Центром и российскими субъектами всегда были запутаны и неясны, причём преимущественно со стороны столичных властей. Достаточно сказать, что, как подчеркнул в своём докладе на «правительственном часе» заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак, 97 процентов региональных расходов формируются под прямым контролем центральных министерств и ведомств и по их решениям. При этом, передавая полномочия на местный уровень, в Москве очень часто не указывают, из каких источников их финансировать. Неудивительно, что провинциальные власти залезают в долги в попытках не допустить перебоев в медицинском обслуживании, сохранить систему образования, своевременно выплачивать зарплату бюджетникам.
Положение начало меняться пару лет назад, когда межбюджетные отношения были обозначены как приоритетная тема в работе и Федерального Собрания, и Правительства России. В январе 2017 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. В своём выступлении Дмитрий Козак представил депутатам объёмный и, что крайне важно, системный документ по так называемому модельному планированию расходов для всех регионов России.
Суть его — на основе данных о физиологических и социальных потребностях человека и с учётом климатических и территориальных особенностей той или иной местности были определены ориентировочные уровни региональных расходов. Для южных и центральных областей и республик России они составили 35—50 тысяч рублей, для территорий Дальнего Востока и Севера — до 150 тысяч рублей на человека. Эти расчёты приняли за норматив для каждого региона. Проведя инвентаризацию расходов консолидированного бюджета, выяснили, что 57 регионов не смогут покрыть рассчитанные по-новому расходы в 2018 году. А вот 28 республик и областей вполне состоятельны и обеспечат своих граждан нормативными выплатами: информация тем более приятная, что вплоть до последнего времени лишь 12 регионов числились по разряду доноров. Теперь их количество возросло, что повышает возможности для манёвра в пользу малообеспеченных.
В целом, как сообщил вице-премьер, дотации регионам предлагается увеличить в 2018 году на 3,5 миллиарда рублей, до 645 миллиардов 430 миллионов рублей. Остаются нераспределёнными примерно 215 миллиардов, которые будут направлены в те или иные регионы с учётом мониторинга их развития. Сбалансированность бюджетов будет укреплена примерно 100 миллиардами рублей дотаций, которые пойдут на то, чтобы регионы продолжили избавляться от весьма дорогой в обслуживании задолженности коммерческим банкам.
Но новая методика Правительства, составленная в лучших традициях стратегического планирования, не означает, что все изменения сведутся к раздаче денег из Москвы в провинцию. Определён порядок, при котором успешно развивающиеся регионы (30 лучших) будут получать не только гранты, но и весь прирост налога на прибыль выше запланированной. А это примерно 36 миллиардов очень не лишних рублей. Инициативные и деятельные губернаторы и главы субъектов могут проявить себя и при расчистке долгов, в которые вынуждены были залезать местные власти, выполняя обязательства. 748 миллиардов рублей по бюджетным кредитам будут реструктурированы в течение семи лет, при этом ежегодный платёж станет меняться от пяти процентов суммы долга в 2018-2019 годах до 20 процентов в 2021-2024-м. А для регионов, в которых налоговые и неналоговые поступления будут превышать уровень инфляции, показатели выплат ещё ниже, что, как подчеркнул Козак, означает списание долгов. Косвенная поддержка региональных бюджетов в этом случае составит 428 миллиардов рублей.
А что коммерческие, наиболее удушающие, долги? Дмитрий Козак сообщил о крайне важной договорённости с крупнейшими коммерческими банками-кредиторами: при переговорах о реструктуризации и новых кредитах процентная ставка будет определяться исходя из уровня ключевой ставки плюс один процент! На сегодня — 9,5 процента, это не 18-20 процентов, а то и больше, которые фигурировали в договорах займа вплоть до последнего времени!
48 процентов не работают
Но нехватка денег в регионах не сводится только к недостаткам в межбюджетных отношениях и плохо рассчитанному в ряде случаев диктату Центра. Весьма тревожные цифры привела Татьяна Голикова, председатель Счётной палаты. Даже при условии обильного финансирования из федерального Центра на основе модельных бюджетов весьма велика вероятность, что социальные обязательства, прежде всего в здравоохранении и образовании, могут быть не выполнены: доля консолидированного бюджета в валовом внутреннем продукте последовательно сократится с 12,6 в 2017 году до 11,3 процента в 2020 году. А это означает, что регионы получат меньше доходов.
По результатам проверки в субъектах Федерации Счётная палата выявила системные факты недофинансирования важнейших социальных сфер. В частности, по здравоохранению дефицит финансирования из региональных бюджетов составил 153 миллиарда рублей, количество льготных рецептов на жизненно важные лекарства соответственно уменьшилось на 2,1 миллиона, а их удельная стоимость возросла на 25 процентов. Причина, как считает Татьяна Голикова, в росте количества незанятых. Иными словами, предпринимателей, работающих в тени, которые игнорируют социальные и налоговые платежи, в полной мере пользуясь социальными бесплатными благами.
Таковых, по данным Счётной палаты, насчитывается около 48 процентов! Разумеется, никаких бюджетных доходов не хватит, если половина трудоспособных работает, а другая половина «висит» на их отчислениях в социальные фонды. Необходимо, по мнению председателя Счётной палаты, с учётом этой тенденции проинвентаризировать действующее законодательство, освободив его к тому же от отраслевого воздействия в пользу модельного планирования.
Как бы там ни было, процесс высвобождения региональных бюджетов из долгового плена начался. И начался очень обнадёживающе, с хорошо продуманной программы модельного нормативного планирования как составной части планирования стратегического, что беспрецедентно для экономики последних лет.
Читайте также:
Совет Федерации готов «отсекать» всё, что лишит регионы доходов
Комментарии (0)