5 октября 2017

В ближайшие годы расходы федерального бюджета сократятся, при этом их структура будет заморожена – основные траты пойдут на управление, силовой блок и социальную политику, а образование и здравоохранение останутся недофинансироваными. Такая бюджетная политика не способствует снятию барьеров для роста экономики, отдаляет Россию от развитых стран и приближает к «третьему миру» . Об этом предупреждают эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

Из содержания проекта бюджета и основных направлений бюджетной политики следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн руб. в 2017 году до 16,5 трлн руб. в 2018 г. и 16,4 трлн руб. в 2019 г.

Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года. Об этом говорится в последнем бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», который готовит институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Планы на период после 2018 года еще могут поменяться, а вот следующий год в основных параметрах уже вряд ли изменится. Сокращение расходов в 2017 году в основном связанно со снижением цен на нефть. Если в основе бюджета текущего года средняя цена нефти — $49,9 за баррель, то, согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета-2018, стоимость барреля под давлением роста добычи нефти снизится в среднем до $43,8 за баррель.

За счет чего Минфин планирует покрыть разницу в доходах? Под нож обычно идут социальные статьи. Формально, урезания расходов на самую чувствительную для граждан часть — здравоохранение – вроде бы, не планируется. Как следует из проекта бюджета, запланирован даже символический рост расходов по статье здравоохранение – с 452,5 млрд руб в 2017 году до 453,7 млрд рублей в 2018-м.

Однако, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, расходы на здравоохранение с учетом инфляции не только не вырастут, но даже сократятся – на 4%.

Не намного лучше выглядит и ситуация с расходами на образование. На 2018-й год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб, то есть на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

«Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть», — говорит Чернявский.

Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.

По мнению экспертов, изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах-членах ОЭСР.

В период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17% до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1% до 10,8%.

Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8% до 9,9%.

Сохранение существующих расходных приоритетов на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы еще больше отдалит Россию от развитых стран и приблизит ее к государствам «третьего мира», считает Чернявский.

Кроме того, эксперты считают, что при всей жесткости по траектории расходов, выбранная схема содержит значительные риски недобора ненефтегазовых доходов бюджета. Параметры макроэкономического прогноза, заложенные в основу бюджета (нефть — $43,8 за баррель) являются чрезмерно оптимистическими.

«Сохранение темпов роста ВВП выше 2% в год и инвестиций на уровне 5–6% в год в таких условиях не представляется реалистичным сценарием», — отмечают эксперты в мониторинге Центра развития НИУ ВШЭ.

В 2017 году рост ВВП (1,7%) и инвестиций на 4,8% (за первое полугодие) во многом объяснялся ростом цен на нефть по сравнению с ее низкими уровнями в первом полугодии 2016 года. Но даже при сохранении цен на нефть в диапазоне $50-60 за баррель темпы роста российской экономики в ближайшие три года не превысят 1-1,5%, прогнозируют эксперты.

Замедление экономического роста будет связано как раз с эффектом бюджетной консолидации и сохранением вялого потребительского спроса, который, в свою очередь, будет тормозить инвестиционную активность бизнеса. Госкомпании не готовы делиться дивидендами.

Доходы на самом деле могут оказаться еще меньше запланированного, поскольку опыт этого года свидетельствует о трудностях получения в бюджет запланированных объемов дивидендов по акциям принадлежащих государству компаний.

«Создать эффективную систему контроля за компаниями с госучастием, в том числе за динамикой и структурой их затрат и прибыли, пока не удается, а значит, и соответствующие поступления, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, остаются под вопросом», — отмечают эксперты.

Ожидаемый объем поступлений дивидендов от госкомпаний в 2017 году (порядка 700 млрд руб.) может оказаться на 200 млрд руб. меньше первоначально запланированного. В следующем году можно также ожидать недобора по дивидендам.

Резюме экспертов Центра развития нелицеприятно: «Несмотря на декларируемые цели, нынешняя бюджетная политика скорее способствует консервации сложившейся структуры экономики, чем снятию барьеров для роста. Расчет на то, что планируемое снижение доли бюджета в ВВП будет способствовать росту активности в частном секторе, наталкивается на гораздо более серьезные барьеры, ограничивающие действие рыночных сил».

Сокращение расходов на образование и здравоохранение планируется на фоне роста расходов на оборону, отмечает Антон Быков, ведущий аналитик ООО «Аналитика-Сервис». Расходы по статье «национальная оборона» в 2018 году составят 2771,7 млрд. руб. Рост в 100 млрд рублей. С учетом четырехпроцентной инфляции – это примерно 3,7%.

Государство и правительство в последние время уделяет огромное значение силовым ведомствам и их финансированию, что мы и наблюдаем в параметрах федерального бюджета. Россия даже вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следовало из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), напоминает эксперт компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов.

В 2016 году Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до $69,2 млрд, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами.

Причем, рост расходов на оборону произошел на фоне резкого снижения цен на нефть и сокращения расходов на ВПК в других развивающихся странах.

Госдума рассмотрит проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября.

Газета.ru

Комментарии (0)

Добавить комментарий