На заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам объявлено, что в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) по 12 видам надзора решено отнести 60% проверяемых компаний к группе низкорисковых видов деятельности. В отношении них плановые проверки не будут проводиться вообще. Лишь 1,8% проверяемых отнесены к рисковым и высокорисковым видам. Кроме того, проектный комитет реформы сообщил о том, что 30 регионов уже подключены к облачному IT-решению информсистемы КНД — в 2018 году при небольшом допфинансировании бюджетная система может сэкономить на информатизации надзора.
Доклад о промежуточных (за девять месяцев 2017 года) итогах реформы КНД вчера на заседании совета делал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов (старшее должностное лицо правительства по проекту). Большая часть статистики о ходе реформы КНД предоставляется практически в режиме онлайн структурами «Открытого правительства», поэтому принципиально новых цифр на совете не было — «контрольные пункты» реформа на сегодняшний день проходит без отклонений от графика. Впрочем, ряд сообщений господина Абызова, касающиеся перспектив реформы, содержат важные новости.
В первую очередь важна статистика отнесения 12 ведомствами поднадзорных структур к группам риска. Как сообщил Михаил Абызов, сейчас 60% проверяемых отнесены надзорами к низкой группе риска — в 2018 году в отношении них вообще не будут проводиться плановые проверки. Фактически в режиме 2014–2016 годов будут проводиться проверки только опасных (200 тыс.) и особо опасных (13 тыс.) объектов с высокими рисками — их выявлено 1,8% от среднего числа проверяемых по всем надзорам. По пяти видам (контроль в области рекламы, тарифов, защиты прав потребителей, розничной продажи алкогольной продукции, контроль за маломерными судами) принято общее решение отказаться от плановых проверок.
Отметим, что это рабочая статистика — часть ведомств не имеет качественной системы сбора информации и ее анализа. Проектный офис реформы КНД, впрочем, настаивает на том, что каждый регион и каждое ведомство не должны запрашивать средства на собственную IT-систему: разработано типовое облачное решение, к которому сейчас подключены 30 регионов (на чем сэкономлено 0,8 млрд руб.) и готовятся подключиться еще 35. При этом, по словам господина Абызова, мощности Минкомсвязи и Минэкономики в этом проекте ограниченны — коммуникационное министерство готово обеспечить подключение не более 30 регионов в 2018 году по семи видам надзора вместо 12, а Минэкономики требуется создать специализированный департамент из 35–40 человек. В связи с этим на 2018 год запрошено допфинансирование по облачному решению на 160 млн руб. и отдельно на информсистему ФАС — 135 млн руб.
На практике, по данным “Ъ”, проверок может быть в следующем году больше — часть отменяющих проверки нормативных актов, в том числе региональных, будет принята уже после того, как Генпрокуратура и надзоры сформируют планы проверок на 2018 год. Михаил Абызов на совещании предложил Генпрокуратуре и надзорам выработать особый подход к проверкам 2018 года.
Наконец, еще одна новость касается отмены устаревших (в том числе времен СССР) нормативов надзора. Сейчас готовятся к отмене 20 надзорных актов, но список заявок на отмену устаревших и дублирующихся норм, как выясняется, в десятки раз больше — за полгода этой работы в общественно-деловой совет реформы поступили предложения об отмене более 400 нормативных актов. Впрочем, по оценке проектного офиса, общее число пунктов требований к бизнесу, подлежащих пересмотру или отмене, на несколько порядков больше — около 2 млн.
Комментарии (0)