Перспектива структурных экономических реформ уже несколько лет является одной из главных тем политической дискуссии в нашей стране, и понятно почему – мы пережили почти три года рецессии, а текущие темпы роста национальной экономики в России не вызывают особого оптимизма....
Тема реформирования экономики актуальна для России
Не говоря уже о том, что многие эксперты считают, что даже текущие темпы роста в районе двух процентов годовых – это, возможно, ненадолго, причем, новая рецессия может наступить уже в 2019 году. Это, естественно, далеко не факт, но мы должны понимать наличие таких рисков.
Поэтому вопрос экономических реформ, т.е. способа вывести рост экономики на стабильные и приемлемые показатели, сегодня стал проблемой политической, а об их необходимости публично высказывался и президент РФ Владимир Путин, который ничего не говорит и не делает просто так.
По мнению главы «Сбербанка» Германа Грефа, представители российского бизнеса ожидают, что масштабные экономические реформы в нашей стране начнутся после президентских выборов 2018 года, поскольку такие изменения критически необходимы России.
Греф считает, что сейчас идет подготовка к реформам, которые начнут реализовываться только в 2018 году, когда после подведения итогов президентских выборов в нашей стране будет сформировано новое правительство.
Греф действительно выразил настроения российского бизнеса
Руководитель направления Финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что Греф правильно выразил настроения, которые в настоящее время имеют место быть в российском бизнесе.
«На сегодня нет определенности по поводу поствыборной экономической политики, поскольку у правительства сейчас нет плана по эффективному ускорению экономического роста в России, хотя такая задача есть и она была давно поставлена. Ведь известно, что действующий президент говорил о задачах достижения роста экономики до среднемировых значений и даже несколько выше», - констатирует Масленников.
Первые подобные планы по убыстрению экономического роста, как замечает Никита Иванович, должны будут представлены в октябре текущего года, но какими они будут на практике, пока совершенно не ясно.
«Есть здесь разработки Столыпинского клуба, есть очень интересные предложения ЦСР Алексея Кудрина, а также другие проекты, включая и отраслевых ассоциаций российского бизнеса. Так что, пока нельзя говорить о каком-то едином плане по этому важному вопросу, а ведь он уже сказывается на такой серьезной проблеме, как инвестиции, без которых мы в принципе не сможем рассчитывать на устойчивый экономический рост», - резюмирует Масленников.
После выборов Кремль должен определиться с планом структурных реформ
По этой причине, как считает эксперт, Греф полностью прав, что поствыборная определенность очень важна для российского бизнеса, поскольку без этого на национальном рынке нашей страны не будет никакой стабильности, а это скажется в итоге на всем, включая и проблему роста экономики.
«Впрочем, это важно не только для бизнеса, но и для населения, поскольку одним из наиболее важных вопросов будет перспектива повышения пенсионного возраста. Также обществу крайне важно – будут ли изменения в налоговой системе в виде увеличения процента по плоской шкале доходов или, наоборот, в виде введения прогрессивного налогообложения. Все это требует четких ответов на то, какие структурные реформы будут проведены и как они скажутся на российской экономике, а также на жизни каждого конкретного российского гражданина», - заключает Масленников.
Также непонятно, что будет с образованием и здравоохранением – в первом случае, мы видим стагнацию, а во втором – деградацию, хотя известно, что главным способом повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики являются вложения в человеческий капитал.
«Кроме того, пока непонятно, какой вариант бюджетного маневра будет осуществлен на практике, не говоря уже про то, что если судить по действиям президента, то он, похоже, рассчитывает на некий интегрированный вариант структурного реформирования экономики», - констатирует Масленников.
Важно то, какие решения президент примет после выборов
Поэтому необходимо сделать вывод, что структурные реформы действительно связаны с выборами главы российского государства, причем они, скорее всего, возникнут на базе указов президента, которые аналогичны пакету нормативных актов, которые были выпущены Кремлем в мае 2012 года.
«Также не нужно забывать про реформы российской системы управления, за которые, кстати, как раз и отвечал в ЦСР Греф. Вот здесь без конкретного плана вообще ничего нельзя сделать, поскольку это потребует перезагрузки целых этажей государственного управления. И в этом плане Греф прав, поскольку здесь до выборов мы точно ничего не увидим», - резюмирует Масленников.
Соответственно, здесь все будет зависеть от решений, которые примет президент после выборов, и главное, чтобы эти реформы не повторили судьбу своих аналогов, которые многократно планировались и предлагались в новейшей истории нашей страны.
«Основная проблема здесь заключалась в том, что эти реформы были оторваны от изменений в рамках государственной и политической системы. Все это еще раз подтверждает тот факт, что без перезагрузки системы управления здесь будет сложно на что-то рассчитывать. Из-за этого, например, первая экономическая программа Грефа начала нулевых годов, а именно в первое президентство Путина, была реализована только на 40 процентов», - заключает Масленников.
Соответственно, изменение системы государственного управления является, как главным риском структурных реформ, так и их главным ресурсом, а что касается конкретных показателей, которые могут быть поставлены в качестве целей, то здесь пока сложно делать какие-то прогнозы.
«Здесь в первую очередь важно качество государственного управления – например, без увеличения эффективности государственных расходов мы, совершенно точно, не решим ни одной важной задачи», - констатирует Масленников.
Комментарии (0)