В последние годы российская экономика испытывает ряд серьезных трудностей, которые вызваны проблемами структурного характера, вследствие того, что устройство российского народного хозяйства, приносившее эффективный результат в нулевые годы, на сегодня практически исчерпало себя.
Правительство ищет драйверы экономического роста
В течение предыдущего десятилетия российская экономика росла в среднем на 7 процентов в год, которые уже кажутся астрономическим показателем, поскольку сегодня не до конца не ясно, как Россия в ближайшие годы сможет выйти за «структурный» лимит в 2 процента.
Поэтому неудивительно, почему правительство России в настоящее время активно ищет новые драйверы экономического роста, которые смогут улучшить ситуацию, как в российской экономике в целом, так и в ее конкретных отраслях, а также в отдельных регионах нашей огромной страны.
Именно так стоит воспринимать последнее заявление председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что Москва в ближайшие годы планирует ввести целый ряд мер налогового стимулирования. Это введение инвестиционного налогового вычета, который должен снизить расходы на модернизацию промышленности, а также меры по стимуляции таких регионов, как Дальний Восток и Крым, и по прямой поддержке малого бизнеса и сельского хозяйства.
Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что до того, как эти меры в России будут осуществлены, трудно говорить, насколько они будут эффективны на практике.
В России высоки, как налоги, так и административная рента
Это не первое такое предложение правительства, поскольку для нашей страны такие меры совершенно логичны – ведь уровень налоговой нагрузки на бизнес в России несколько превышает общемировые стандарты и представляет собой значительную проблему для любой экономической активности.
Данное обстоятельство давно всем очевидно, но экономические трудности вместе с дефицитом федерального бюджета пока ограничивают возможности для изменения налоговой политики России. Ведь это видно и по данному предложению Медведева, где снижение налогов носит целевой характер и не касается общей практики, которая сегодня имеет место быть в нашей стране.
«К тому же, в России в этом отношении проблема заключается не только в высоком налоговом обложении, но и в так называемой административной ренте, т.е. всех тех формальных и неформальных платежах, которые вынуждены выплачивать участники бизнеса просто ради того, чтобы существовать в российском экономическом пространстве», - заключает Хестанов.
Этот фактор необходимо учитывать, поскольку снижения официальных налоговых вычетов очень часто не могут повлиять на общую ситуацию в стране, особенно, если Медведев завел разговор о таких специфических отраслях, как малый бизнес и отечественное сельское хозяйство.
Без борьбы с налоговой рентой снижение налогов не даст результата
«С этой точки зрения, естественно, хорошо, что правительство собирается ввести в России новые налоговые льготы, просто эта мера вряд ли существенно изменит ситуацию в нашей стране. Дело в том, что здесь необходимо работать над комплексным улучшением бизнес-климата в России и в этом отношении гораздо более приоритетной задачей является снижение так называемой административной ренты», - констатирует Хестанов.
По мнению Сергея Александровича, с точки зрения воздействия на экономику это важнее, чем попытки правительства ввести в отдельных регионах, включая Крым и Дальний Восток, налоговые льготы.
Так-то, внимание Медведева к Крыму и Дальнему Востоку в контексте данных нововведений – понятно, поскольку проблема развития этих регионов сегодня стоит перед Россией и на них Москва пытается «заточить» целый ряд экономических проектов, за которыми и следуют эти льготы.
«Более того, здесь не нужно забывать про то, что практика показывает, что многие российские компании начинают использовать такие регионы в качестве внутреннего оффшора. Именно так было с особой экономической зоной с низким налогообложением в Калмыкии и Ингушетии, что и привело к последующей инициативе Минфина об их ликвидации», - резюмирует Хестанов.
Одними налоговыми льготами правительство не добьется результата
В силу этого, данная инициатива Медведева, как считает эксперт, является позитивной сама по себе, но не нужно ждать от нее существенного эффекта.
Все это говорит о том, что для того, чтобы добиться результата подобными мерами, нужно менять всю структуру финансовой нагрузки бизнеса, причем не только одних налогов. Здесь необходимо менять всю систему бизнеса в России и снижать его административные издержки – конечно, в рамках крупных компаний это не является проблемой, но в контексте мелкого бизнеса, который более уязвим и на который легче повлиять, это важнейший фактор.
«В России бизнес несет очень много издержек регулятивного характера, причем если крупный бизнес это, так или иначе, преодолевает, поскольку имеет возможность содержать целый штат сотрудников, которые работают с этими проблемами, то для среднего и, тем более, малого бизнеса, все эти сложности, как правило, оказываются непосильными», - заключает Хестанов.
В итоге малый и средний бизнес из-за этого закрывается или не открывается, ведь многие люди, видя, что происходит, просто воздерживаются от того, чтобы этим заниматься.
«Второй вариант – это серые зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому без борьбы с этими явлениям все налоговые снижения дадут небольшой результат», - констатирует Хестанов.
Комментарии (0)