Заявленный премьером Дмитрием Медведевым рост российской экономики вопреки внешнему давлению со стороны Запада обусловлен сразу рядом факторов, низкая инфляция - лишь один из них. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал проректор РАНХиГС, Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Андрей Марголин.
"Главным индикатором устойчивости экономического роста всегда является повышение реальных доходов граждан. Но если сегодня россияне этого не ощущают, не значит, что роста нет. Брокер, инвестируя в активы в рамках торговой сессии, оценивает тенденции и прибыли по ее завершению. Однако вложения в строительство, сельское хозяйство, машиностроение и другие отрасли требуют большого временного лага. Этот год в принципе во многом показателен – по его итогам станет ясно, насколько устойчивы положительные тенденции, которые уже фиксирует правительство.
По итогам второго квартала в стране отмечен рекордный с 2012 года темп роста инвестиций – 6,3%. Но оценивать этот показатель лишь по трем месяцам нецелесообразно – анализ делается по итогам года, которые подведут к февралю 2018-го. Более того: рост экономики страны предрекается в нынешнем году на уровне 2%, но ориентироваться нужно на показатели, обозначенные президентом Владимиром Путиным. А он заявил о необходимости добиться, как минимум, 4% или хотя бы превысить среднемировой уровень. По итогам 2017-го станет ясно, насколько тенденции устойчивы и когда эти задачи удастся решить", - отмечает специалист.
Сегодня глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о росте российской экономики, несмотря на противодействие извне. "Несмотря на внешнее давление и санкции, жесткие ограничения по капиталам, технологическому компоненту, наша экономика в целом адаптировалась к новым реалиям, перешла к росту", - заявил премьер. По его словам, восстанавливается объем инвестиций в основной капитал, "растет грузооборот, экспорт, инфляция остается на низких позициях". Глава правительства добавил, что наметившиеся тенденции в экономике необходимо поддержать и укрепить.
"Нынешний год непростой уже хотя бы потому, что предшествует выборам. Во всем мире накануне масштабного голосования возникает так называемая предвыборная инфляция – власть начинает заигрывать с избирателями и массово раздает деньги. В РФ сегодня этого явления не наблюдается, что говорит об ответственном подходе Кремля к финансовой обстановке в стране. Однако предвыборный цикл еще и "отвлекает" экономику от развития. То есть говорить о реальных темпах развития все же можно после плебесцита", - подчеркивает экономист.
Экономика РФ адаптировалась к переменам
Медведев рассказал: у России достаточно ресурсов, чтобы противостоять негативным внешним факторам. А ресурсов и инициативных людей в стране достаточно, чтобы "создать достойную альтернативу импорту по целому ряду направлений". "По факторам неопределенности ситуация лучше не стала, и нам приходится ориентироваться прежде всего на собственные возможности", - констатировал глава кабинета министров. Премьер подчеркнул: существуют нюансы, от которых зависит "не только устойчивость бюджетной системы, но и благополучие миллионов жителей нашей страны".
Как известно, Нацбанк ведет целенаправленную политику по сдерживанию инфляции в России. По итогам июля 2017 года составила 0,1% в сравнении с предыдущим месяцем после 0,6% в июне. В годовом исчислении инфляция в стране составила в июле 3,9% после 4,4% в июне. За первые 7 месяцев 2017 года потребительские цены в стране повысились на 2,4% (к декабрю-2016). Показатели нынешнего года могут побить исторический минимум в истории постсоветской России, ранее таковым признана инфляция в 5,4 процента за 2016 год. Самое близкое значение - 6,1 процента в 2-11-м.
"У нас принято привязывать уровень инфляции к снижению процентных ставок в банках и оживлению инвестиционной активности, но здесь все не так просто. Сюда нужно включать еще фактор инвестиционных рисков: даже если инфляция будет нулевой, но риски высокими, инвестиций не будет. Потому параллельно с уже имеющейся работой в РФ придется разработать механизмы привлечения "дешевых" и "длинных" кредитов.
Отчасти такие механизмы уже внедряются: Фонд развития промышленности, инвестиционные контракты и проектное финансирование. Но нужно убирать административные барьеры для бизнеса и создавать более комфортные условия инвесторам. Иного пути роста нет.
Кроме того, в России большую роль играет зависимость от сырьевых доходов. С падением цен на нефть и газ прибыли бюджета от их продажи, естественно, снизились. Сегодня экономика начинает выздоравливать, а следовательно, вырастает доля доходов с других отраслей – строительства, сельского хозяйства, машиностроения и ряда других. Снижение зависимости, безусловно, есть. Другой вопрос, что темпы экого процесса вызывают у экономистов споры, но и эту ситуацию придется анализировать лишь на исходе предстоящей зимы, когда 2017 год покажет в целом все положительные и отрицательные для экономики РФ тенденции", - заключает Андрей Марголин.
Комментарии (0)