18 июля под председательством Вячеслава Володина состоялись парламентские слушания, посвященные основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Дискуссию, в которой приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств, региональных органов власти, Центробанка, Федеральной таможенной службы, Счетной палаты и бизнес-сообщества, организовал Комитет по бюджету и налогам.
Министр финансов Антон Силуанов в числе основных задач бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики назвал ускорение темпов роста, повышение доходов населения и привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Для этого необходимо создать предсказуемую экономическую среду и устранить структурные диспропорции.
Расходы бюджета не должны зависеть от внешних условий. При этом налоговая нагрузка повышаться не будет.
«Мы закладываем принцип фискальной нейтральности, - пояснил министр. - Для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться».
Увеличению налоговых сборов путем сокращения теневого сектора должны способствовать цифровизация и интеграция информационных потоков в единое пространство налогового администрирования. Это электронные счета, данные таможенной службы и розничной продажи, расширение системы маркировки товаров, рассказал А.Силуанов.
Неналоговые платежи тоже должны быть предсказуемы. Их виды и правила взимания предстоит установить в специальном кодексе, проект которого Правительство планирует внести в Госдуму осенью.
А.Силуанов затронул также темы «обеления» зарплат, повышения эффективности работы госкомпаний, сообщил, что Правительство разрабатывает закон об инвестиционном налоговом вычете.
Коснувшись межбюджетных отношений, министр заявил, что в следующий трехлетний период поддержка регионам будет оказана с учетом анализа их расходов. При этом максимальный объем межбюджетных трансфертов планируется распределить на уровне закона о бюджете. Одновременно А.Силуанов предложил объявить мораторий на принятие федеральных решений, которые могут привести к увеличению расходов региональных бюджетов.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что в обсуждаемом документе предпринята попытка системно увязать составные части экономической политики государства на среднесрочную перспективу, но не предложены меры для устранения существующих проблем.
В качестве стимула для обеления зарплаты предложено изменить структуру налоговой нагрузки, снизив прямые налоги и повысив косвенные. Но экономический и социальный эффекты такого маневра не очевидны и не подкреплены какими-либо доказательными документами.
Отсутствует анализ эффективности налоговых льгот, их влияния на экономический рост. За рамками «основных направлений» остались также вопросы функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, вывода из тени самозанятых граждан. Не предлагается никаких существенных изменений в регулировании корпоративных закупок, объем которых достигает 26 трлн. рублей, что в четыре раза больше государственных и муниципальных, сообщила Т.Голикова.
Документ, обсуждение которого теперь встроено в бюджетный процесс, позволяет увязать государственные обязательства и нагрузку на бизнес, заметил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, выполнение всех социальных обязательств возможно и без увеличения фискальной нагрузки на предпринимателей.
«Достроенная» налоговая система заработает с 2019 года. С этого времени нагрузка на бизнес не превысит 31,6% ВВП, сообщил А.Макаров. Он предложил сократить сроки налоговых проверок и полностью отказаться от проверок малого бизнеса.
Говоря об эффективности льготного налогообложения, А.Макаров заметил: «Вся налоговая политика превратилась в конкуренцию льгот. Уже названий этих льгот практически невозможно запомнить. Мы принимаем новые, не оценив эффективность предыдущих. Вся налоговая политика свелась к гонке льгот, которые не работают. В результате российская налоговая система не конкурентоспособна».
А.Макаров также акцентировал внимание участников слушаний на необходимости регулирования вопросов, связанных с интернет-торговлей. По его словам, в 2016 году из-за отсутствия такого регулирования государство потеряло 60 млрд. рублей. В текущем году потери прогнозируются на уровне 84 млрд. рублей, а в 2018 - 134 млрд. рублей.
Его поддержал Председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он обратил внимание министра финансов на то, что Президент неоднократно говорил о необходимости регулирования торговли через Интернет. «Мы потеряли несколько лет. И речь идет о сумме более 200 млрд. рублей», - сказал В.Володин, подчеркнув, что потери бьют по отечественным предприятиям.
Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели. Они связаны с внедрением новой контрольно-кассовой техники, большим объемом отчетности и ростом неналоговых платежей.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин предложил не распространять требование об установке интернет-касс на предпринимателей, работающих по патентам.
В ходе обсуждения выступили представители фракций.
По словам Александра Жукова (ЕР), из документа пока не ясно, как будет реализован налоговый маневр. Вместе с тем, депутат поддержал идею Правительства о разработке кодекса неналоговых платежей. «Думаю, для бизнеса это вещь ключевая. Работу нужно сделать как можно быстрее, и депутаты примут в ней самое активное участие», - пообещал А.Жуков.
В то же время он с сожалением констатировал, что основные расходы на человеческий капитал - здравоохранение, образование и науку - в реальном выражении предлагается сократить. «Это очень огорчает. При подготовке бюджета Правительству следует внимательнее посмотреть на эти сферы, так же как и на борьбу с бедностью», - сказал А.Жуков. А недостающие средства, по его словам, можно найти в уже существующих программах за счет повышения их эффективности.
Причина бюджетных проблем - низкое качество управления процессом, уверен Сергей Миронов (СР). Вызовы новые, а бюджет верстается по-старому, по-прежнему привязан к цене на нефть. Главная цель - краткосрочная стабильность, а не развитие. Сводить концы с концами - принцип, который годится для домохозяйств, но не для великой страны с гигантским потенциалом. Нельзя экономить на человеческом капитале, постоянно «оптимизируя» медицину, образование, науку, подчеркнул он, высказавшись за введение прогрессивного налога и переход к новой модели межбюджетных отношений, предусматривающей дифференцированный подход к регионам-донорам и реципиентам. Кроме того, по словам С.Миронова, необходима новая идеология роста, основанная на мегапроектах, одним из которых могло бы стать массовое жилищное строительство.
«Прогрессивный налог давно стучится, - полагает Геннадий Зюганов (КПРФ). - Что можно сделать с 15 триллионами, если бюджет развития начинается с двадцати двух?» Для того чтобы не попасть в экономический капкан, России необходимо преодолеть вызовы, связанные с демографией, износом оборудования, ЖКХ и социальным расслоением. Так, по данным Г.Зюганова, доля среднего класса - традиционной опоры власти - за последние два года сократилась на 14 млн. человек. Люди ждут не стабильности, а перемен к лучшему, заключил он.
За введение прогрессивной шкалы НДФЛ высказался и Владимир Жириновский (ЛДПР), предложивший повысить ставку с 13% до 20% тем, у кого ежемесячный доход достигает 100 тысяч рублей, и до 30% - тем, кто зарабатывает в месяц миллион рублей и больше.
Идею прогрессивного налога поддержал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А вот по мнению секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева, вводить прогрессивную шкалу вовсе не обязательно. Достаточно собрать налоги с тех, кто сегодня их не платит. По данным эксперта, в России порядка 200-300 богатых домохозяйств, которые не доплачивают в казну 500 млрд. рублей.
Замечания к проекту «основных направлений» высказали председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев.
По итогам обсуждения Антон Силуанов сообщил, что доработанный вариант «основных направлений» Правительство рассмотрит осенью и внесет в Госдуму вместе с проектом бюджета.
«Через три месяца мы увидим, какие из наших замечаний учтены, а какие нет», - заключил А.Макаров.
Государственная Дума официальный сайт
Читайте также:
Комментарии (0)