19 июля 2017

Минфин объявил о начале реформы налоговых льгот уже с 2018 года. Правила предоставления льгот будут систематизированы в специальном кодексе к концу этого года. Со следующего года налогоплательщиков ждет мораторий на новые льготы, оценка эффективности действующих и замена бессрочных освобождений целевыми льготами на конкретный срок. Стоимость льгот, которые подлежат перераспределению или отмене, оценена в 2,5 трлн руб. в 2017 году.

Элементы предстоящей реформы включены в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Во вторник проект документа был представлен Минфином на парламентских слушаниях в Госдуме.

Как следует из различных разделов «Основных направлений», налоговые льготы получают новый статус «налоговых и неналоговых расходов бюджета». Изменение правил будет закреплено в Бюджетном кодексе.

Уже осенью текущего года глава Минфина Антон Силуанов обещал внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

Пока депутатам были продемонстрированы расчеты действующих льгот, которыми пользуются предприниматели на текущих условиях. Стоимость льгот в 2017 году в действующих правилах оценена в 2,5 трлн руб. К 2020 году эта цифра увеличится до 2,8 трлн руб.

Минфин подсчитал, что, в частности, регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб. в 2017 году, в 2020 году они могут недосчитаться уже 377,1 млрд руб.

Смена понятия «налоговая льгота» на «налоговый расход» дает возможность Минфину говорить о более чем 17% дополнительных расходов федерального бюджета. Традиционные расходы бюджета на 2018–2020 годы в Белом доме пока решено не увеличивать, несмотря на президентские выборы в следующем году.

Из материалов Минфина следует, что налоговые льготы посчитаны прямым способом — по методу «упущенных доходов» на основе статистики, собранной ФНС. В расчеты не включены льготы и освобождения в рамках системы специальных налоговых режимов (соглашения о разделе продукции, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система).

Методика подсчета объема льгот не обсуждалась ни в документах Минфина, ни во время парламентских слушаний. Из всех выступающих в Госдуме надвигающуюся реформу заметили только глава Счетной палаты Татьяна Голикова и президент РСПП Александр Шохин.

Татьяна Голикова сделала замечание Минфину, что «в документе по-прежнему не содержится сведений об эффективности применяемых льгот и концептуальных подходов, позволяющих оценить целесообразность их отмены или продолжения».

Александр Шохин предложил сделать по-настоящему предсказуемой налоговую нагрузку, которую Минфин оценивает в 31,6% ВВП.

По мнению Шохина, неизменность налоговой нагрузки гарантирует только специнвестконтракт, содержащий «дедушкину оговорку». Для всех остальных предпринимателей она может меняться даже при условии неувеличения налогов — «отменится льгота либо ставка поменяется».

В «Основных направлениях» сообщается, что ответственные исполнители госпрограмм получат полномочия по проведению оценки эффективности предоставляемых льгот и преференций в рамках государственных программ, на основе разработанных Минфином общих подходов.

При этом «создание системы мониторинга налоговых и неналоговых расходов бюджетов бюджетной системы, регулярный анализ объемов и оценка эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении целевых показателей госпрограмм».

Полученные дополнительные финансовые ресурсы «могут быть направлены на обеспечение приоритетных направлений экономики», говорится в документе.

Минфином также подчеркивается, что «основным принципом распределения налоговых и неналоговых расходов по госпрограммам является соответствие их целей приоритетам и целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определенным в госпрограммах».

При этом отдельные статьи налоговых и неналоговых расходов могут соответствовать сразу нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным государственным программам. Налоговые и неналоговые расходы, которые не подходят под перечисленные выше критерии, отнесены к непрограммным налоговым расходам.

Тем самым для бюджетных лоббистов фактически анонсирован новый элемент борьбы за бюджетные ресурсы, аналогичный распределению обычных бюджетных расходов. Раньше налоговые льготы были исключены из этого процесса.

Отмена некоторых льгот уже анонсирована «Основными направлениями». Запланирована поэтапная отмена пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций по линейным объектам. Речь идет о ставке 2,2% по трубопроводам, линиям энергопередачи (отмена с 2019 года) и по железнодорожным путям общего пользования (отменяется с 2021 года).

Отмена запланирована и для льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для автомобильных дорог федерального значения.

Кроме того, с 2018 года предложено установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.

Но из расчетов Минфина следует, что отменяемые льготы пока не настолько значительны с точки зрения всех налоговых расходов бюджета.

Наибольшие потери Минфин оценил от 38 видов освобождений по НДС. В целом стоимость льгот от НДС и освобождения от таможенной пошлины оценена в 1,2 трлн руб. в 2017 году. К 2020 году стоимость льгот может возрасти до 1,4 трлн руб.

В этой группе льгот наиболее крупной оказалась пониженная до 10% ставка НДС «при реализации и ввозе определенных товаров». Эта льгота распространяется на продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары и племенных животных.

В 2017 году стоимость этой льготы для бюджета оценена в 495,3 млрд руб. В 2020 году, если ничего не поменяется, стоимость льготы может возрасти до 624,8 млрд руб. Отдельно выделены крупные налоговые расходы по освобождению от уплаты НДС при реализации медицинских услуг. Стоимость льготы в 2017 году — 102,8 млрд руб., а в 2020 году — 125,4 млрд руб.

Другие крупные потери бюджета оценены за счет льгот по налогам и сборам на рентные доходы. В 2017 году — 536,3 млрд руб., в 2020 году — 656,8 млрд руб. При этом по налогу на добычу полезных ископаемых потери указаны Минфином в размере 412,4 млрд руб. в 2017 году и 499,3 млрд руб. в 2020 году.

Налоговые расходы по имущественным налогам оценены Минфином по 54 видам льгот в 423,1 млрд руб. в 2017 году. Но они уже сокращаются в 2020 году до 363 млрд руб. Прежде всего за счет уже упомянутой отмены льгот на линейные объекты.

На этом фоне представленная Минфином оценка льгот по страховым взносам выглядит скромно. В 2017 году налоговые расходы по взносам оценены в 90,8 млрд руб., а к 2020 году они снизятся до 35,3 млрд руб.

Отметим, что первое обсуждение налоговой политики в Госдуме депутатов заинтересовало крайне мало. Практически незамеченной осталась и двусмысленность «Основных направлений» по налоговому маневру по формуле 22/22 (снижение страховых взносов с 30 до 22% и повышение НДС с 18 до 22%). С одной стороны, никаких упоминаний о деталях этой реформы в документах нет.

С другой стороны, в материалах Минфина одной фразой упоминается о том, что «целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления — путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».

Против повышения НДС и снижения страховых взносов выступили только представители деловых организаций и примкнувший к ним ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Кузьминов предложил ввести дифференцированную ставку НДФЛ.

От права задать уточняющие вопросы Антону Силуанову депутаты отказались. А глава бюджетного комитета Андрей Макаров объяснил нежелание усложнять обсуждение дискуссии тем, что детали «Основных направлений» еще не раз будут разбираться Госдумой.

«Посмотрел я на ваши лица и подумал, как поощрить тех, кто досидел до конца», — подвел итог обсуждения глава бюджетного комитета Госдумы. Отметим, что председатель Госдумы Владислав Володин уже несколько минут как покинул зал и передал ведение заседания своему заму Александру Жукову.

Газета.ru

Читайте также:

Проще заплатить налог 22% — и спать спокойно

Федеральные целевые программы должны умереть

Комментарии (0)

Добавить комментарий