1 декабря 2016

МЧС, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Роструд отчитались подкомиссии по административной реформе под руководством Михаила Абызова о разделении бизнеса на группы риска, к которым с разной частотой будут приходить проверяющие. Так, самые опасные объекты МЧС планирует проверять раз в три года, а неопасные освободить от плановых проверок. Финальные критерии и частота проверок определятся через два-три года, говорят эксперты.

Как стало известно "Ъ", Михаил Абызов отчитался о результатах пилотного проекта по внедрению риск-ориентированного подхода при государственном контроле и надзоре (когда частота проверок компании зависит от риска нарушений). Реформа контрольно-надзорной деятельности, которая продлится до 2024 года, предполагает распространение такого подхода: в 2015 году новую систему тестировали в МЧС, ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. В 2017 году он будет распространен на санитарно-эпидемиологический и пожарный надзор, а также надзор в области связи. С 2018 года этот подход должны будут применять все контролеры.

Пять "пилотных" ведомств сообщили, на какие категории риска намерены разделить предпринимателей и как часто их предлагается проверять. Так, МЧС ввело пять степеней риска. В категории значительного и высокого рисков попали более 330 тыс. объектов — они столкнутся с обязательными проверками раз в три-четыре года. Остальные компании будут контролировать раз в семь-десять лет, а категория с самым низким уровнем рисков (700 тыс. объектов) вообще не будет подвергаться плановым проверкам.

ФНС распределила компании по размеру на малые, обычные и крупнейшие предприятия. По сведениям "Ъ", служба привела статистику, по которой проверкам подвергается лишь одно из тысячи малых предприятий, а число выездных проверок на обычных предприятиях снизилось на 13%. Как индикаторы риска, служба использует данные о сроках сдачи деклараций и уплаты налогов — и достоверность отчетности по НДС (напомним, в ФНС работает автоматизированная система контроля его уплаты). "Налоговики все чаще приходят, точно зная, что они будут проверять, это стало возможным благодаря электронной отчетности",— отметила вице-президент "Опоры России" Марина Блудян.

Роспотребнадзор разделил 950 тыс. контролируемых объектов на шесть категорий риска. К "низкорисковой" отнесены 32,5% проверяемых компаний, в "высокорисковой" оказалось около половины предприятий. С применением риск-ориентированного подхода в службе проводится "около 80%" проверок (остальные ведомства отчитались о практически 100-процентном его внедрении), а совсем освободить от плановых проверок в ведомстве готовы лишь 22,8% компаний. Ростехнадзор, в свою очередь, ввел четыре класса опасности, снизив число проверок в 2014 и 2015 году на 58% и 17% соответственно.

Как отметил член экспертного совета при правительстве Александр Брагин, это результат "первого подхода к снаряду". Конкретные показатели будут меняться и могут определиться через два-три года. Пока же вновь внедряющие риск-ориентированный подход ведомства сосредоточатся на сокращении числа проверок. Как говорится в протоколе заседания подкомиссии (есть у "Ъ"), Экспертный совет и Минэкономики должны в январе 2017 года представить идеи оптимизации плана проверок на год. Рекомендации "лучших практик" такой работы ведомствам еще предстоит выслушать от аналитического центра при правительстве. 12 ведомств — МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС уже в декабре должны будут сообщить, как они будут сокращать проверки по низкой категории риска. Отметим, на долю этих ведомств приходится примерно 90% контрольно-надзорных мероприятий в РФ. "До сентября 2017 года им предстоит утвердить критерии, по которым предприниматели делятся на группы риска, и реестры объектов",— отмечает Александр Брагин.

Коммерсантъ

Комментарии (0)

Добавить комментарий