24 ноября 2016

Правительством РФ утверждено Постановление от 16 ноября 2016 года № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

Постановление разработано в целях реализации Федерального закона «О независимой оценке квалификаций», который вступит в силу уже с 1 января 2017 года.

Выдержка из Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" ст.2 п.3 «3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;»

Правила устанавливают порядок проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя, за счёт средств соискателя, других физических и (или) юридических лиц, так и по направлению работодателя, в этом случае за счет средств работодателя, в соответствии с трудовым законодательством. Профессиональный экзамен по соответствующей квалификации проводится в соответствии с оценочными средствами, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

По итогам прохождения соискателем профессионального экзамена выдается свидетельство о квалификации или заключение о прохождении экзамена (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки).

Центр оценки квалификаций будет проводить оценку на основании договора о возмездном оказании услуг. Стороной его будут чаще всего работодатель или сам работник. Постановление правительства начнет действовать 1 января 2017 года.

Заключать договор оказания услуг на проведение оценки смогут и другие физлица или организации. Пока рано говорить о том, кто конкретно будет заинтересован в этом. Поэтому полагаем, что наиболее часто новыми правилами будут пользоваться именно работодатели, направляющие сотрудников на независимую оценку.

Если организация направит сотрудника на независимую оценку квалификации, центр оценки будет согласовывать с таким работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

Стороны смогут включить в договор условие об информировании. Тогда работодатель получит сведения о результатах экзамена в электронном виде:

  • копию свидетельства о квалификации, если сотрудник сдаст экзамен успешно;
  • копию заключения о прохождении экзамена, если результат сотрудника окажется неудовлетворительным.

Напомним, с 2017 года работодатель сможет с письменного согласия сотрудников направлять их на независимую оценку квалификации. Как раз для этого ему пригодятся новые правила, утвержденные правительством. Оценка поможет работодателю понять, соответствует ли квалификация сотрудника профстандарту или иным требованиям, установленным в НПА.


СПРАВОЧНО:

1.Независимая оценка квалификации

С 1 января 2017 г., для того чтобы определить, соответствует ли квалификация работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, можно провести независимую оценку квалификации. Это следует из п. п. 3, 7 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ).

Порядок проведения такой оценки установлен Законом N 238-ФЗ (ч. 2 ст. 1 данного Закона). При его применении нужно учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, 4 ст. 1, и положения ст. 11 этого Закона.

С указанной даты независимая оценка квалификации может проводиться:

- по инициативе работника (лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности) за счет его средств, средств иных физлиц и (или) юрлиц;

- по направлению работодателя за счет его средств в порядке, определенном трудовым законодательством.

Это следует из ч. 2 ст. 4, ст. 12 Закона N 238-ФЗ, ч. 2 ст. 187, ч. 2 ст. 196 ТК РФ.

Работнику, которого на прохождение независимой оценки квалификации направляет работодатель, предоставляются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (например, ст. 187 ТК РФ) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Данный вывод следует из ст. 187, ч. 6 ст. 196 ТК РФ

2.Как разработать проект профстандарта

Работодатель вправе, в частности, самостоятельно разработать проект профессионального стандарта (п. 3 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23; далее - Правила). После обсуждения проекта с представителями заинтересованных организаций, например профсоюзов, профессиональных сообществ, он направляется в Минтруд России (п. 9 Правил). Для рассмотрения проекта Минтрудом России разработчик должен представить следующий комплект документов (п. 10 Правил):

а) проект профессионального стандарта;

б) пояснительную записку к нему;

в) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

г) информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.

Проект профессионального стандарта разрабатывается в соответствии со следующими документами (п. 6 Правил):

1) Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н;

2) Макетом профессионального стандарта, утвержденным Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н;

3) Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

Проект профессионального стандарта может быть отклонен Минтрудом России, если представленный разработчиком комплект документов неполный или проект не соответствует Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта (п. 11 Правил).

Минтруд России уведомляет разработчика о своем решении отклонить или принять к рассмотрению проект стандарта в течение 10 календарных дней с момента его получения (п. 12 Правил).

Рассмотрение проекта профессионального стандарта осуществляется в порядке, установленном п. п. 13, 14, 16 Правил. Одним из этапов этой процедуры является проведение экспертизы проекта в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

По итогам рассмотрения Минтруд России выносит решение об утверждении либо отклонении проекта, о чем информирует разработчика (п. 15 Правил).

Проект профессионального стандарта может быть разработан как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (п. п. 7, 8 Правил).

3.Реестр профессиональных стандартов

Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил). Реестр размещается и регулярно актуализируется на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты" по адресу http://profstandart.rosmintrud.ru (Приложение к Приказу Минтруда России от 29.09.2014 N 667н).

4. Обязательно ли указывать наименование должности в соответствии с квалификационным справочником?

Наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в ЕКС, ЕТКС либо профессиональных стандартах, если с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) согласно Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам связано предоставление компенсаций, льгот и (или) наличие ограничений. Это следует из абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

За нарушение требований абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ возможно привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, а за повторное совершение аналогичного правонарушения - по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, у работника, в отношении которого допущено такое нарушение, могут возникнуть проблемы при получении соответствующих льгот и компенсаций.

Комментарии (0)

Добавить комментарий