29 сентября 2016

Правительство готовит альтернативные варианты основных параметров федерального бюджета на 2017–2019 годы в дополнение к разработанным Минфином летом этого года. Альтернатив будет три. Первая предполагает только увеличение НДС, вторая — только рост подоходного налога, третья — только увеличение эмиссии госдолга. Предлагается представить разные сроки роста налогов — с 2017 или 2018 года. Все варианты будут содержать норму выплат дивидендов госкомпаний в бюджет в размере 50%, сокращение субсидирования госкомпаний и госкорпораций, рост порога или его отмену для сборов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Выбор между вариантами произойдет 3–4 октября.

“Ъ” стали известны подробности обсуждения в правительстве и Администрации президента бюджетной конструкции на 2017–2019 годы. В целом они были определены на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 21 сентября и у президента Владимира Путина 22 сентября и оформлены премьерскими поручениями Минфину, Минэкономики, Минтруду и Минэнерго. Большая их часть, сообщают источники “Ъ” в Белом доме, имеет срок исполнения 27 сентября (поручение представить сроки завершения «большого нефтегазового маневра» — 30 сентября). Сегодня сообщалось о совещании на бюджетные темы у президента, источники “Ъ” говорят о совещании по тем же темам у премьер-министра, итоги их не объявлялись. 3–4 октября должны состояться финальные совещания: в комиссию по бюджетным проектировкам окончательный вариант параметров бюджета на 2017–2019 годы должен попасть 5 октября, на заседание правительства — 6 октября.

Напомним, базовая версия этого документа Минфином подготовлена еще в августе 2016 года. Она основывается на неизменности налогового режима до 2018 года, номинальном ограничении федеральных расходов до 2019 года уровнем 2016 года и дефицитом бюджета в 3,2% ВВП в 2017 году с последующим ежегодным снижением на 1 процентный пункт в год и на возможности соблюдения ЦБ таргета по инфляции в размере 4% в ранее декларировавшихся параметрах. Минфину и Минэкономики поручено представить альтернативные варианты с большим дефицитом бюджета, покрываемым или ростом эмиссии госдолга, или ростом НДФЛ, или увеличением НДС. По данным “Ъ”, сейчас ни один вариант не выбран. Кроме того, пока Белый дом ориентируется на базовый вариант — с уступками ведомствам при коррекции бюджета-2016.

Вариант с повышением НДФЛ наиболее известен — напомним, речь идет о росте налога на доходы сверх некоторого уровня до 20% с сохранением льготной ставки 13% для большей части зарплат ниже медианного дохода в РФ (фактически речь идет о ставке 20% с вычетом, а не «налоге на высокие зарплаты»). Ранее Минфин склонялся к его повышению с 2018 года, технически это вписывается в альтернативный бюджет, дефицит которого в 2017 году можно покрывать средствами Фонда национального благосостояния. Сейчас НДФЛ — муниципальный налог, новый его статус при этом изменении неочевиден.

Вариант с повышением НДС также не определен по датам. По сведениям “Ъ”, на совещаниях прошлой недели обсуждался и вариант немедленного (с января 2017 года) роста НДС до 20% и отложенного — с 2018 года. Против увеличения НДС, по словам собеседников “Ъ” во властных структурах, выступает глава ЦБ Эльвира Набиуллина: рост ставки налога приведет к мгновенному скачку инфляции — он транслируется в цены почти полностью и сразу, в отличие от курса доллара.

Вариант с ростом заимствований наиболее прост. Напомним, по предварительным оценкам Минфина на середину сентября, чистые займы через ОФЗ в базовом варианте бюджетных проектировок составляют около 1 трлн руб. в год в 2017–2019 годах, далее все зависит, очевидно, от емкости внутреннего рынка госдолга (и от перспектив пенсионных накоплений — см. “Ъ” от 29 сентября) и от ставок по займам. Эмиссия ОФЗ — среднесрочно менее проинфляционное решение, нежели рост налогообложения.

Вне зависимости от того, будет выбран базовый вариант или один из трех дополнительных, часть новых решений по бюджету уже де-факто принята. Это увеличение нормы перечисления госкомпаниями дивидендов до 50% прибыли (равно как и прибылей всех ФГУПов) и уменьшение федеральных перечислений госкорпорациям и госкомпаниям «на сумму неиспользуемых ими временно свободных средств». Кроме этого, увеличивается размер платы за пользование водными биологическими ресурсами и за использование федеральных лесов. Кроме этого, Минфин, Минэкономики и Минтруд должны согласовать размер и даты роста тарифов соцплатежей в Пенсионный фонд свыше нынешнего порога и ввести платежи «сверх порога» в Фонд социального страхования. Скорее всего, это означает рост с 2017–2018 годов общей нагрузки на работодателей при отказе от изменения самой ставки тарифов.

Коммерсантъ

Читайте также:
Минфин жертвует экономическим ростом ради снижения дефицита бюджета

Комментарии (0)

Добавить комментарий