5 апреля 2016

Минфин РФ подсчитал затраты, необходимые для запланированной на 1 января 2017 года передачи администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе (ФНС). Как следует из имеющегося у "Ъ" документа, реформа потребует сокращения 16 тыс. работников фонда, при этом в ряды ФНС вольется только 12 тыс. новых служащих. На финансирование новых полномочий налоговиков в 2016-2020 годы понадобится 35,4 млрд руб., которые будут изысканы за счет сокращения трансферта Пенсионному фонду. Между тем, как стало известно "Ъ", РСПП и ФНПР обратились к Владимиру Путину с предложением сдвинуть передачу администрирования на середину 2018 года, мотивировав это тем, что пока к этому шагу не готовы ни власти, ни бизнес.

Минфин завершает работу над пакетом законопроектов, реализующих указ президента от 15 января этого года "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины...". По нему правительство в срок до 1 мая должно внести в Госдуму поправки о передаче администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов к ФНС. Эта "техническая" реформа готовится Минфином на фоне более широкой и пока в основном непубличной дискуссии о будущем страховых взносов в целом. Напомним, ведомство рассматривает вариант объявления социальных сборов налогами с установлением плоской ставки этого платежа на уровне от 27% до 30% (см. "Ъ" от 21 марта). Такой подход затрагивает саму конструкцию пенсионного страхования, оспаривается другими ведомствами и в отличие от президентского задания не имеет предельных сроков реализации — так что дискуссия по нему еще впереди.

Пока же Минфин подготовил три законопроекта о передаче сбора страховых взносов в их нынешнем виде с 1 января 2017 года — о внесении изменений в Налоговый кодекс, о правке связанных с ним законов и дополнениях в Бюджетный кодекс.

Как следует из имеющихся у "Ъ" сопроводительных материалов к законопроектам, для выполнения новых полномочий налоговым органам потребуется 11,85 тыс. штатных единиц федеральных государственных служащих. 5 тыс. человек будут нужны ФНС уже с 1 января, остальные 6,85 тыс.— с 1 июля 2017 года. Эту численность налоговой службе планируется передать за счет сокращения штата Пенсионного фонда на 16 тыс. единиц. Справочно Минфин сообщает, что сейчас над администрированием взносов на пенсионное и медицинское страхование в ПФР трудятся 18 тыс. человек, взносов на социальное страхование — 8,3 тыс. сотрудников Фонда соцстраха.

На финансирование новой обязанности налоговикам на период с 2016 (подготовительные траты) до 2020 года потребуется 35,4 млрд руб. На 2017 год — 7,6 млрд, в 2018-2020 годы — по 9,1 млрд. Деньги понадобятся на оплату труда, на разработку и сопровождение прикладного программного обеспечения, на создание и эксплуатацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Все средства будут изысканы за счет сокращения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду, поскольку расходы последнего из-за новаций неизбежно сократятся.

Отметим, что, поскольку передача администрирования является президентским заданием, ведомства с идеей публично не спорят. Это делают представители бизнеса и трудящихся — соответствующее письмо Владимиру Путину направили глава РСПП Александр Шохин и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Как следует из имеющегося в распоряжении "Ъ" документа, его подписанты считают, что при передаче сбора взносов в ведение ФНС "возникает ряд рисков как в отношении работников, так и работодателей". В частности, РСПП и ФНПР говорят об уже имеющемся негативном опыте разделения финансового и информационных потоков, существовавшего в период действия единого социального налога. Также, по их мнению, требует отдельного урегулирования планируемый переход от зачетного принципа сбора взносов в ФСС к прямым страховым выплатам.

Наконец, реформа администрирования потребует дополнительных финансовых и временных затрат компаний, органов власти и внебюджетных фондов. Авторы письма отмечают, что "с учетом сложившейся в экономике ситуации отвлечение в этот период сил и средств еще больше осложнит условия работы как для компаний, так и для государственных структур". По их мнению, "несбалансированность решений" по администрированию создает риски увеличения фискальной нагрузки на работодателей в дальнейшем — РСПП и ФНПР указали, что идеи реформирования этой сферы "представляются ведомствами без обсуждения с социальными партнерами".

Из-за всех этих обстоятельств, считают авторы письма, срок передачи администрирования взносов необходимо отложить на полтора года — до 1 июля 2018 года: это позволит "минимизировать риски потерь данных о застрахованных, сохранить страховой характер социальной защиты работников, снизить административную нагрузку на работодателей, а финансовую — на бюджет".

Коммерсантъ

Читайте также:
Новая модель социальных платежей повредит крупному бизнесу

© Пресс-служба РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий