7 ноября 2017

Руководителей контрольно-надзорных ведомств могут обязать фиксировать предельное количество внеплановых проверок, законопроект об этом разработало Минэкономики. Предполагается, что число таких мероприятий не должно превышать 30% среднего числа плановых проверок за три года. В «Открытом правительстве» обращают внимание на большое количество исключений из этого правила и предупреждают, что оно станет неприменимым при принятии закона о госконтроле.

Минэкономики разработало законопроект, ограничивающий проведение внеплановых проверок, изменения вносятся в закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при госконтроле». Напомним, начатая Белым домом реформа контроля и надзора должна была сократить нагрузку на бизнес, но на фоне сокращения плановых проверок ведомства начали наращивать количество внеплановых. За 2015–2016 годы проведено 3 млн таких мероприятий, 88 тыс. из них требовали согласования прокуратуры. По данным Генпрокуратуры, внеплановые проверки составляли до 75% всех контрольных мероприятий в этот период.

Ключевая идея законопроекта Минэкономики — введение предельного числа внеплановых проверок каждого ведомства. Решение должно ежегодно приниматься его руководителем, проект приказа должен получить согласование прокуратуры, которая будет следить и за его соблюдением. При этом Минэкономики вводит общее правило: внеплановых проверок должно быть не более 30% от среднего числа плановых за три года. В «Открытом правительстве» говорят, что при таком подходе наращивать число внеплановых проверок будет трудно: данные о количестве мероприятий включаются в единый реестр, и прокуратура сможет контролировать ведомства.

Впрочем, само же Минэкономики определяет в проекте и список исключений, которые в общий счет проверок не попадут. К ним относятся связанные с фактами или угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, особо ценным документам Архивного фонда, а также мероприятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Исключениями станут и проверки на основании приказов глав контролирующих органов, изданных по поручению президента или правительства. Как отмечают в «Открытом правительстве», это «значительная» доля общего числа внеплановых проверок.

Изменения должны вступить в силу с 2019 года. С учетом срока и большого числа исключений в «Открытом правительстве» полагают, что законопроект пока «мало что меняет», а при принятии нового закона о госконтроле закон, в который вносятся изменения, «утратит силу и предлагаемые нормы станут неприменимы». Партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин считает, что изменения позволят ограничить злоупотребления, но потолок внеплановых проверок «несколько завышен». С этим соглашается и старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. По его словам, это, «мягко говоря, не выглядит как снижение количества проверок». Он, впрочем, напоминает, что основной проблемой являются даже не проверки, а «наличие у проверяющих планов по доначислениям, которые они стремятся исполнить независимо от наличия правовых оснований».

Коммерсантъ

Читайте также:

Как будут проверять бизнес в России

Комментарии (0)

Добавить комментарий