10 октября 2017

За январь-сентябрь этого года дефицит федерального бюджета составил всего 268,13 млрд руб. Это в пять с лишним раз ниже, чем в прошлом году. Рост цен на нефть помог бюджету, но в последнем квартале размер дефицита достигнет 2% ВПП по итогам года, против текущих 0,5%. Эксперты считают, что Минфину стоит равномернее планировать расходы, чтобы избегать образования традиционного «бюджетного навеса».

В этом году федеральный бюджет в России будет выполнен с рекордно низким дефицитом. Так, в январе-сентябре 2017 года он составил 268,13 млрд рублей. Эти данные приводятся на сайте Федерального казначейства. При этом он в пять с лишним раз раз ниже, чем в прошлом году за этот же период. Согласно статистике, на 1 октября 2016 года дефицит федерального бюджета составил 1,58 трлн рублей. На 1 октября 2015 года он был 648,9 млрд рублей.

На 1 октября расходы бюджета составили 11,238 трлн руб., а доходы — 10,970 трлн руб. При этом больше всего расходов было сделано по статьям по статьям «социальная политика» (3,812 трлн руб.), «национальная оборона» (1,847 трлн руб.) и «национальная экономика» (1,440 трлн руб.).

В целом в 2017 году дефицит бюджета ожидается на уровне около 2% ВВП или чуть больше. «У нас в этом году еще будет осеннее уточнение бюджета. У нас есть определенные задачи, которые будем решать и которые будут требовать дополнительных затрат. Поэтому дефицит бюджета в этом году будет около двух процентов ВВП, может быть, чуть больше», – заявлял ранее глава Минфина Антон Силуанов.

Поправки в бюджет 2017 года поступили в нижнюю палату парламента 6 октября. Документ корректирует основные характеристики федерального бюджета на этот год. В частности, доходы в этом году ожидаются на уровне 14,42 трлн руб., расходы — 16,728 трлн руб., дефицит – 2 трлн руб. Инфляция прогнозируется на уровне 3,2%.

В следующем году дефицит бюджета будет самым низким и составит 1,6% ВВП. В 2019 и в 2020 годах он снизится до 0,9% и 0,8% ВВП соответственно.

По словам экспертов, основой для снижения дефицита бюджета за 9 месяцев этого года стал рост доходной части.

«Во-первых, сказалось улучшение внешней ситуации. В частности, в бюджет были заложены доходы от нефтегазового сектора при средней цене на нефть в районе $40, но на практике же мы имеем более высокий показатель — в районе $50 за баррель»,— отмечает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.

По данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января-сентября составила $50,55 за баррель против $39,92 за аналогичный период прошлого года (прирост 27%). В сентябре российская нефть стоила в среднем $54,24 за баррель, что на 23% выше, чем в сентябре 2016 года.

Рост цен на нефть привел к увеличению нефтегаховых доходов бюджета. По итогам первых семи месяцев 2017 года на нефтегазовые доходы пришлось 3,304 трлн руб., что составляет 39,5% всех доходов федерального бюджета против 36,8% за аналогичный период прошлого года.

Также на пополнение доходной части бюджета сказался рост налоговых поступлений. «Улучшение ситуации в экономике привело к росту показателей компаний, потребления, что ведет к росту собираемости НДС, а также улучшению налогового администрирования», — отмечает эксперт.

По словам ведущего аналитика Amarkets Артема Деева, достичь низкого дефицита бюджета помогло и улучшение дисциплины региональными чиновниками. «Перед ними были поставлены KPI, которые предусматривают очень внимательное отношение к расходной части», — отмечает эксперт.

Еще в начале этого года ожидался дефицит федерального бюджета в целом в 2017 году на уровне 3,2% ВВП в год, но, как уже признал министр финансов, он будет около 2% ВВП. При этом на данный момент дефицит бюджета составляет всего лишь 0,5% ВВП, подчеркивает Богдан Зварич.

При этом, с каким дефицитом в целом будет исполнен бюджет этого года, эксперты опасаются предсказать: в четвертом квартале этого года доходы бюджета могут сократиться.

«Нельзя механически аппроксимировать удачные показатели первых трех кварталов на последующие периоды. Вполне вероятно, что в четвертом квартале текущего года мы войдем в фазу некоторого остывания рынков, что определенным образом скажется и на бюджете», — отмечает аналитик «Финам» Алексей Коренев.

При этом традиционно основной рост расходов бюджета придется на четвертый квартал этого года. Это связано с тем, что именно на последние три месяца приходится исполнение ряда договоров в сфере государственных закупок, комментирует ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ-ВШЭ Андрей Чернявский.

Это обычная практика при исполнении бюджетов всех уровней: как федерального, так и региональных, и она, действительно, создает «некоторый перекос в расходах», говорит он. Эксперты называют сложившуюся практику «бюджетным навесом».

Как объяснял ранее в интервью «Газете.Ru» глава Федерального казначейства Роман Артюхин, того, что большинство расчетов по контрактам происходит в конце года, «не надо бояться». По его словам, хотя бюджетный «навес» говорит о недостатках в организации работы по контрактации, по сдаче работ поставщиками, однако он является «частью естественного процесса».

Впрочем, Андрей Чернявский все-таки считает, что «за равномерностью расходов все же лучше следить», чтобы она происходила хотя бы «в определенных пределах».

Около пяти триллионов расходов в четвертом квартале приведут к тому, что Минфин, вероятнее всего, выберет значительную часть объема Резервного фонда. На 1 октября его размер составлял 986,71 млрд руб. ($17,01 млрд).

Остатки Резервного фонда перейдут в следующем году в Фонд национального благосостояния (ФНБ), в котором на 1 октября находилось 4,2 трлн руб. Летом Госдума утвердила объединение двух фондов. Кроме того, в России будет введено бюджетное правило, с ценой отсечения в $40 за баррель.

По оценке Антона Силуанова, в следующем году объем ФНБ будет составлять 4,5 трлн рублей, «из которых не вложено в активы около 2,4-2,5 трлн рублей».

Газета.ru

Комментарии (0)

Добавить комментарий