Новости

11.11.2025

Комментарий Президента РСПП Александра Шохина по законопроекту о реализации основных направлений налоговой политики

Комментарий Президента РСПП Александра Шохина по законопроекту о реализации основных направлений налоговой политики
РСПП особо отмечает решение о продлении ряда мер поддержки бизнеса, которые должны были прекратить свое действие с 1 января 2026 года, включая особенности расчета пени, а также нормы, направленные на нивелирование последствий приостановления положений соглашений об избежании двойного налогообложения.
7.11.2025

Как бизнес оценивает смягчение норм налогового законопроекта

Как бизнес оценивает смягчение норм налогового законопроекта
Власти частично учли предложения делового сообщества по налоговому законопроекту и предложили смягчить некоторые нормы для малого и среднего бизнеса. Во-первых, порог годовой выручки для уплаты НДС компаниями будет снижаться в 2026–2028 гг. до 20 млн, 15 млн и 10 млн руб. соответственно, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с правительством. В версии, принятой в первом чтении, предлагается снижение этого порога до 10 млн руб. уже с 2026 г.

6.11.2025

Банк России проводит опрос о безопасности финансовых услуг

Банк России проводит опрос о безопасности финансовых услуг
Регулятор предлагает гражданам и представителям бизнеса оценить, насколько они удовлетворены безопасностью онлайн-сервисов банков. Респонденты могут рассказать, с какими видами кибермошенничества сталкивались и куда обращались для защиты своих прав, если пострадали от злоумышленников, а также ответить на другие вопросы по этой теме.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.