Новости

9.10.2025

Обязательная НОК в ЖКХ: быть или не быть?

Обязательная НОК в ЖКХ: быть или не быть?
7 октября в Государственной Думе РФ прошел круглый стол на тему «Независимая оценка квалификации специалистов в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Опыт и направления развития. Перспективы внедрения НОК в сфере ЖКХ». В мероприятии принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко
9.10.2025

Комментарий Александра Шохина по вопросу увеличения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

Комментарий Александра Шохина по вопросу увеличения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду
Предусмотренное распоряжением Правительства РФ от 01.09.2025 г. № 2409-р увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется не вполне обоснованным и чрезмерным. В совокупности по более чем 80% регулируемых веществ в ближайшие 5 лет произойдет увеличение ставок платы в 20 и более раз.
РСПП обратился в Правительство РФ с просьбой приостановить вступление в силу распоряжения № 2409-р с сохранением действующих в 2025 году ставок с индексацией их при необходимости на прогнозный уровень инфляции, а по вопросу о комплексном пересмотре ставок провести открытую и предметную дискуссию, в том числе с учетом результатов разработки упомянутой методологии.
8.10.2025

Алексей Вовченко: «Наставничество создает среду для профессионального развития»

Алексей Вовченко: «Наставничество создает среду для профессионального развития»
7 октября генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на VI Международной научно-практической конференции Академии труда и социальных отношений (Костинских чтениях)

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.