16 марта 2021

Анализ исторического опыта преодоления социально-трудовых конфликтов в России показывает, что законодательство и практика их разрешения зависели от конкретных исторических условий, свя­занных с уровнем политического и экономического состояния стра­ны на каждом историческом этапе.

МОНОГРАФИЯ

Можно выделить несколько исторических этапов эволюции форм и методов преодоления социально-трудовых конфликтов в России.

Первый этап охватывает период дореформенной России. Первые выступления рабочих проходили в условиях крепостного права, ко­гда многие работники предприятий оставались в статусе зависимых крестьян. Отсутствие социального диалога порождало острые формы протеста, выражавшиеся в бунтах, восстаниях и вооруженной борьбе. Часто с локального уровня протесты переносились на губернский или даже государственный уровень, когда рабочие путем подачи челобит­ных пытались найти заступничество у государственных чиновников.

Данный период характеризуется отсутствием трудового законо­дательства, в частности законов о разрешении трудовых конфликтов. Действующее Уложение о наказаниях уголовных и исправительных отвергало саму возможность существования законных форм защиты рабочими своих интересов. Все это вело к радикализации рабочего движения, усложняя возможности мирного разрешения конфликтов.

Второй этап истории преодоления социально-трудовых конфлик­тов связан с пореформенным периодом. Под влиянием рабочего дви­жения правительство и предприниматели были вынуждены признать существование «рабочего вопроса» в России и перейти к выработке новой стратегии реагирования на выступления рабочих. В то же вре­мя бюрократическая система проявила свою неэффективность в раз­работке законов о порядке разрешения социально-трудовых конфлик­тов. Это было связано с тем, что высшая управленческая бюрократия долгое время не воспринимала рабочее движение как самостоятель­ную экономическую и политическую силу, отказывая ей в элемен­тарных социально-экономических правах. В итоге к началу XX века в России сохранялось карательное законодательство по отношению к организованному протестному движению рабочих. Все это способ­ствовало выработке и реализации волюнтаристских решений, связан­ных с проведением политики «полицейского социализма», что еще более обострило социально-политический кризис в стране.

Представители предпринимательских кругов не стремились к со­циальному диалогу с рабочими. Они шли на уступки только в случае угрозы понести убытки от забастовки. Рабочие, не обладавшие в этот период необходимыми ресурсами, были заинтересованы в успешном развитии социального диалога. Многие из них рассматривали призна­ние права работников на забастовку и организацию профессиональ­ных союзов как определенные гарантии и укрепление своих позиций. Это позволило им получить эффективные средства давления на рабо­тодателя в ходе конфликта.

Третий этап развития социально-трудовых конфликтов связан с Первой русской революцией 1905-1907 годов и последующим фор­мированием основ конституционной монархии. Этот период характе­ризуется появлением массовых профсоюзов, что существенно изме­нило расстановку сил в социально-трудовых конфликтах.

С 1906 года, после принятия первого в России закона о профсою­зах, работники получили возможность отстаивать свои интересы не через социальный диалог. Именно в этот период в России ста­ли создаваться первые примирительные камеры и третейские суды. Во многом они копировали западноевропейский опыт разрешения со­циально-трудовых конфликтов. Быстрая и эффективная самооргани­зация рабочих и служащих выявила неготовность властей и предпри­нимателей противостоять организованным, солидарным действиям профсоюзов. Ответными мерами стали создание союзов работода­телей и усиление политических репрессий после поражения Первой русской революции. В итоге развитие трудового законодательства было практически «заморожено», что негативно сказалось на фор­мировании механизмов социального диалога.

Четвертый этап развития социально-трудовых конфликтов, са­мый непродолжительный по времени, пришелся на период Февраль­ской революции 1917 года. Слом репрессивного аппарата и всеобщее вооружение рабочих полностью изменили расстановку сил в сфере социально-трудовых отношений. Всеобщее вооружение и наличие политических структур рабочих поставило предпринимателей и пра­вительство в довольно сложное положение.

Несмотря на неблагоприятные экономические условия, забастов­ки имели высокую результативность. Помимо профсоюзов, кото­рые использовали традиционные формы давления на работодателей, на предприятиях появились принципиально новые объединения ра­бочих — фабрично-заводские комитеты (ФЗК), которые выступали за введение рабочего контроля на производстве. Угроза потери кон­троля за производством заставила представителей власти и предпри­нимателей разработать ряд мер по ужесточению законодательства о забастовочном движении и рабочем контроле, однако реализовать эти предложения на практике правительство не успело.

Пятый этап в истории преодоления социально-трудовых кон­фликтов связан с периодом существования Советского государства. Историю преодоления социально-трудовых конфликтов в этот пери­од можно разделить на несколько этапов.

  1. Преодоление социально-трудовых конфликтов в период Граж­данской войны и политики «военного коммунизма» (1918-1920) про­исходило в условиях пролетарской диктатуры, основанной на тоталь­ной милитаризации труда. Национализация предприятий практически сняла вопрос о противостоянии труда и капитала. Однако почва для выступлений рабочих сохранялась. Сторонами конфликта, как пра­вило, являлись стихийно выступавшие рабочие с одной стороны и представители советской власти и тесно связанных с ней профсою­зов — с другой. Для преодоления социально-трудовых конфлик­тов применялись и мирные средства: встречи с рабочими, митинги, агитационно-пропагандистская разъяснительная работа в трудовых коллективах. Следует отметить, что многие выступления не носили политического характера, а были направлены против ошибочных дей­ствий нового рабочего управленческого аппарата на местах.

  2. Новая экономическая политика (1921-1928) привнесла в раз­решение социально-трудовых конфликтов новый, не имевший ана­логов в российской истории опыт. Прекращение политики «военно­го коммунизма» дало возможность пересмотреть роль профсоюзов в государстве, вернув им защитные функции. Профсоюзы получили возможность представлять интересы работников в социально-трудо­вых конфликтах.

Анализ опыта разрешения конфликтов на частных предприяти­ях показывает, что предприниматели во время социально-трудового конфликта испытывали давление с двух сторон — профессиональ­ных союзов и советских государственных органов — инспекции тру­да. В государственном секторе экономики акцент делался на мир­ные средства преодоления конфликта. Ограничение коллективных акций протеста работников на государственных предприятиях при­водило к неорганизованным, стихийным акциям протеста, кото­рые не всегда контролировались профсоюзами. Среди таких акций наибольшее распространение получили «волынки», стихийные за­бастовки и митинги. Характерно, что для урегулирования конфлик­тов преимущественно использовались мирные средства: переговоры, пропагандистская работа среди трудового коллектива. Арест рабо­чих активистов проводился только в крайних случаях и не носил мас­сового характера. В целом опыт преодоления социально-трудовых конфликтов, накопленный в период нэпа, предоставляет интересный материал, который может быть использован для совершенствования современного законодательства и практики разрешения конфликтов.

  1. Проведение социалистической индустриализации (1929-1934) сопровождалось разрушением сложившейся в СССР системы профи­лактики и разрешения социально-трудовых конфликтов. Подчинение профессионального движения командно-административной системе практически уничтожило сложившийся в годы нэпа порядок мирно­го разрешения конфликтов на производстве. На любое требование ра­бочих сразу навешивался ярлык «тред-юнионизм», превращая про­тестующих во «врагов народа». Сложившаяся ситуация устраивала руководителей государственных предприятий, несших персональную ответственность за выполнение планов индустриализации. С некото­рыми изменениями система политического преследования выступле­ний рабочих просуществовала до начала перестройки.

  2. Перестройка советской экономики (1985—1992) сопровожда­лась ростом социально-трудовых конфликтов, носивших как эко­номический, так и политический характер. Преодоление соци­ально-трудовых конфликтов было затруднено отсутствием опыта и оторванностью партийно-государственной номенклатуры от ре­альных социальных проблем. Практически все социально-трудовые конфликты приобретали общегосударственный уровень и носили политический характер. Не имея возможности применять репрессии по отношению к протестующим, правительство вынуждено было идти на уступки, даже если это вызывало хаос в экономике. Пони­мание необходимости установить порядок разрешения социально-­трудовых конфликтов привело к принятию в 1989 году Закона СССР «О порядке разрешения коллективного трудового спора (конфликта)», устанавливавшего правила разрешения трудовых споров.

Шестой этап относится к периоду новейшей истории России, ко­гда началось формирование современной стратегии преодоления со­циально-трудовых конфликтов. Данный этап можно разделить на два периода: 90-е годы XX века и первые десятилетия XXI века. Анализ развития и преодоления социально-трудовых конфликтов в период проведения либеральных реформ показал:

— с начала 1990-х годов стихийные протесты рабочих вошли в организованное русло и проходили, как правило, под руководством профессиональных союзов;

— постепенно эпицентр коллективных акций протеста сме­стился в непроизводственную сферу и бюджетные отрасли (здра­воохранение, образование, наука, оборонный комплекс, угольная промышленность и т. п.), работники которых наиболее пострадали от либеральных рыночных реформ;

— активность выступлений рабочих выявила неподготовлен­ность представителей власти и работодателей к разрешению возни­кающих социально-трудовых конфликтов, неумение использовать со­временные методы их урегулирования;

— неспособность представителей правительства, на словах де­кларирующих приверженность к социальному диалогу, решать на­сущные проблемы работников привела к политизации рабочего дви­жения, создав опасность для эскалации рабочих выступлений;

— рабочие все чаще стали обращать свои претензии региональ­ному руководству, осознавая, что причины ухудшения их положе­ния связаны с действиями конкретных региональных руководителей и представителей местного бизнеса.

Современный этап обусловлен проводимой в социально-трудовой сфере политикой и продолжающимися попытками неолиберальных политиков демонтировать трудовое законодательство.

Протестные действия работников проявляются в различных фор­мах: пикет, забастовка, угроза забастовки, митинг, коллективное обра­щение, акция протеста, отказ от выполнения трудовых обязанностей, коллективный трудовой спор. Форма протеста трудящихся зависит от конкретной ситуации (есть ли у рабочих возможность добиться выполнения своих требований законным путем), а также от наличия у них необходимых организационных ресурсов. Следует отметить, что наибольшая протестная активность работников отмечается в тех сферах, где проводились реформы, связанные с оптимизацией труда, вызванной сокращением бюджетного финансирования. Как пример можно привести сферу здравоохранения, где существовали проблемы выплаты заработной платы, а также массовое сокраще­ние медицинских работников и нарушение условий их труда.

В настоящее время требования работников касаются исключитель­но своевременной выплаты заработной платы, нормальных условий труда и сохранения рабочих мест. В связи с этим необходимо отме­тить повышение роли профсоюзных организаций в предотвращении социально-трудовых конфликтов. Повсеместно проводится кон­сультационно-разъяснительная работа среди членских организаций ФНПР. Помимо этого, данные организации взаимодействуют с госу­дарственными органами надзора и контроля, предупреждая тем са­мым нарушение трудового законодательства со стороны работодате­лей и обеспечивая восстановление нарушенных прав.

Комментарии (0)

Добавить комментарий