13 января 2021

Динамика современного рынка труда увеличивает дисбаланс спроса на квалификации и их предложение со стороны системы образования. Это объясняется скоростью обновления мира профессий, а также отсутствием актуальных программ развития среднего профессионального образования (СПО). Трансформация системы СПО России в соответствии с новыми стандартами позволит удовлетворить потребность в высококвалифицированных кадрах, адекватно и своевременно реагировать на изменения рынка труда.

В течение последних лет вопросы модернизации среднего профессионального образования, его соответствия потребностям социально-экономического развития страны, готовности адекватно и своевременно реагировать на изменения рынка труда являются одной из наиболее обсуждаемых тем. Неослабевающий интерес вызван очевидным количественным и качественным разрывом между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и качеством их подготовки.

По данным исследований состояния деловой среды в России, ежегодно проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей, дефицит кадров остается одной из самых острых проблем, по мнению 45% респондентов. Две трети компаний прогнозируют, что в среднесрочной перспективе им придется столкнуться с нехваткой нужных сотрудников. При этом 57% предприятий не хватает квалифицированных рабочих, дефицит специалистов среднего звена ощущает треть опрошенных организаций. Самая высокая потребность отмечается по группе «квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий»: в них нуждаются почти 66% организаций. Половина респондентов заявила об открытых вакансиях операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин.

Результаты разных опросов говорят не только о количественных диспропорциях, но и о том, что работодателей не удовлетворяет уровень практических навыков выпускников СПО и вузов. На это указывают от 60 до 90% респондентов (исследования Высшей школы экономики и ВЦИОМ соответственно). Эту проблему бизнес называет одной из ключевых причин, сдерживающих инновационное развитие.

Динамика современного рынка труда увеличивает дисбаланс спроса на квалификации и их предложения со стороны системы образования. Это объясняется скоростью обновления мира профессий под воздействием технологических сдвигов, с одной стороны, и отсутствием образовательных программ, ведущих к получению новых квалификаций, с другой. Сложность ситуации еще и в том, что колледжи должны обеспечивать не только современную профессиональную подготовку, но и хорошее образование, поскольку исторически система СПО имеет двойственную природу: она является одним из основных каналов, обес-печивающих право на образование для молодежи из социально уязвимых групп населения и в то же время рассматривается как важный механизм поддержки экономического роста.

Внешние вызовы определяют государственную политику в сфере среднего профессионального образования и направления его модернизации. В 2013 г. была принята Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на срок до 2020 г. Соответственно, в 2020 г. появилась преемственная Стратегия развития среднего профессионального образования на следующее десятилетие — до 2030 г.

В период между двумя стратегиями реализовано немало инициатив, целью которых было сделать систему СПО более гибкой и адаптивной, обновить ее инфраструктуру и кадровый корпус, содержание образовательных программ, материально-техническую базу колледжей и техникумов, консолидировать усилия и ресурсы бизнеса, государства и образовательных организаций, для того, чтобы обеспечить соответствие квалификаций выпускников требованиям пост-индустриальной экономики. Охарактеризуем коротко замысел и результаты наиболее известных проектов.

Так, в 2015 г. Минтрудом России был утвержден список наиболее востребованных, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. С этим документом были связаны надежды на обновление структуры и содержания подготовки кадров в СПО. И действительно, список стал основанием для актуализации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, разработки новой итерации федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС СПО) и примерных основных образовательных программ, совершенствования требований к ресурсной базе колледжей и техникумов, введения процедуры демонстрационного экзамена.

Однако из 485 профессий и специальностей, представленных в действующих перечнях, к настоящему моменту только по 87 появились актуализированные ФГОС СПО. Скорость обновления и образовательных стандартов, и образовательных программ пока недостаточна для того, чтобы своевременно реагировать на запрос работодателей. Между возникновением потребности и появлением людей, которые обладают нужными квалификациями, сохраняется ряд барьеров. Не случайно Правительством Российской Федерации поставлена задача сократить время прохождения сигнала от рынка труда в систему подготовки кадров. Аналогичная позиция сформулирована в Плане мероприятий («Дорожной карте») по развитию Национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 г.

Важнейшим механизмом повышения качества подготовки кадров является совершенствование процедур его оценки. С 2018 г. обязательной формой государственной итоговой аттестации для образовательных программ СПО определен демонстрационный экзамен. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Дизайн демонстрационного экзамена выстроен в соответствии с методикой «Ворлдскиллс Россия», в основу которой положены подходы, реализуемые в рамках международного движения WorldSkills International, направленного на повышение статуса и популяризацию рабочих профессий, распространение современных методик профессиональной подготовки по всему миру. Для проведения экзамена используются специальные комплекты оценочной документации, как правило, разрабатываемые с учетом заданий, приме-няемых на международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства. Демонстрационный экзамен проходит на площадках, материально-техническая база которых соответствует требованиям инфраструктурных листов. В состав экзаменационной комиссии обязательно включается сертифицированный эксперт «Ворлдскиллс». Быстрому распространению такой модели способствовало поручение Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Свердловскую область 6 марта 2018 г.

Изменение процедуры итоговой аттестации, усложнение требований к ее результатам стало серьезным вызовом для системы СПО, мощным драйвером, запустившим процессы трансформации. Однако, при всей привлекательности предложенной методики, нельзя забывать, что присваиваемая по результатам итоговой аттестации квалификация должна быть понятна работодателям, но большая часть компетенций WorldSkills не совпадает с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда. Кроме того, демонстрационный экзамен в таком формате хоть и повышает «градус» независимости, тем не менее, допускает наличие в экзаменационной комиссии, наряду с внешними экспертами, преподавателей выпускающей образовательной организации. Это означает, что оценка не выходит за пределы системы образования.

Стимулирование механизмов частно-государственного партнерства, взаимодействия бизнес-структур и профессиональных образовательных организаций, участия предприятий в софинансировании образовательной инфраструктуры СПО осуществлялось в рамках нескольких проектов, поддержанных федеральными целевыми программами развития образования. Наиболее значимые из них — формирование территориально-образовательных кластеров и внедрение элементов дуального обучения.

Кластерная модель отрабатывалась в Республике Татарстан, Свердловской области и других регионах. Колледжи, вошедшие в кластеры, получили средства на приобретение современного оборудования, обновление образовательных программ, переподготовку преподавателей и мастеров производственного обучения. В основном в проекте участвовали образовательные организации, поставляющие кадры для металлургии, нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. Их взаимодействие с работодателями всегда носило устойчивый характер и не зависело от получения дополнительного государственного финансирования. По данным исследования Высшей школы экономики, таких профессиональных образовательных организаций не более 300 (меньше 10% от общего числа). Более половины колледжей, которые ориентированы на подготовку кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, остались вне периметра проекта.

В 2013 г. реализован эксперимент по внедрению элементов дуального обучения (немецкая практика) в систему СПО. Пилотные площадки были созданы в 13 субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Красноярский и Пермский края, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Московская и др. области). В рамках проекта предполагалась отработка эффективных схем сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке рабочих, стимулирование участия работодателей в финансировании и реализации профессиональных образовательных программ. В эксперименте приняли участие 105 профессиональных образовательных организаций и более 1100 предприятий, в том числе ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ООО «Фольксваген Груп Рус», АО «Красмаш», ОАО «Выксунский металлургический завод».

По результатам эксперимента были обобщены и описаны региональные практики дуального обучения, учитывающие особенности отдельных субъектов Российской Федерации, подготовлены методические рекомендации для тиражирования модели. Распоряжение Правительства Российской Федерации, вышедшее в марте 2015 г., предусматривало последовательный перевод российской системы СПО на дуальное обучение. Однако только несколько регионов, участвовавших в пилоте, распространили эту практику более чем на половину профессиональных образовательных организаций. Показатели внедрения современных форм подготовки кадров, по данным мониторинга СПО, остались невысокими: удельный вес численности студентов СПО, обучающихся с применением практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, — 2,94%; удельный вес численности студентов, обучающихся по образовательным программам СПО на базовых кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, — 3,04%.

Во многом ограниченность распространения дуальной модели и других эффективных практик связана с отсутствием условий, необходимых для мотивированного участия и вовлеченности работодателей
в образовательный процесс, принятия ими на себя финансовых обязательств. Даже вступление в силу Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (его часто называют Законом о практической подготовке) не меняет ситуацию, поскольку по-прежнему реализация сетевых программ требует наличия у каждого участника лицензии на осуществление образовательной деятельности для соответствующего вида образовательной программы. Организации−работодатели либо должны получить соответствующую лицензию, либо могут только предоставлять ресурсы без права участия в образовательном процессе. Лицензионные требования, предъявляемые к образовательной организации и обучающему предприятию, идентичны, что является серьезным барьером для работодателей.

С 2013 г. за счет средств федеральных целевых программ в инфраструктуре СПО формировались так называемые «точки роста»: ресурсные центры, учебные центры прикладных квалификаций, межрегиональные центры компетенций, специализированные центры компетенций (два последних решения были связаны с развитием движения WorldSkills в России). Такие центры создаются на базе образовательных организаций и предусматривают комплексное обновление материально-технической базы, концентрацию ресурсов, формирование и последующее тиражирование успешных практик подготовки кадров. Однако изменения затрагивают далеко не все колледжи. Как правило, поддержку получали наиболее сильные профессиональные образовательные организации.

Проблему системного технологического переоснащения СПО не решит и создание к 2024 г. 5000 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Даже при равномерном распределении это примерно 1,5 мастерских в профессиональной образовательной организации. Число явно недостаточное для обеспечения образовательного процесса необходимым оборудованием.

Несмотря на включение во все проекты в качестве обязательного пункта повышения квалификации педагогов СПО, решить кадровую проблему до конца не удалось. Около половины педагогических работников СПО находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте. Удельный вес действующих работников профильных предприятий и организаций, работающих по совместительству в образовательной организации на не менее чем 25% ставки, по данным мониторинга СПО, составляет 1,16%. Всего 5% преподавателей и мастеров производственного обучения имеют опыт работы на предприятиях не менее 5 лет со сроком давности не более 3 лет. Только 8% штатных преподавателей и мастеров производственного обучения в течение года проходят программы стажировки в профильных организациях.

Безусловно, оценивая эффективность реформ в системе среднего профессионального образования за 7 лет с момента принятия Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на срок до 2020 г., бессмысленно использовать только белую или черную краску. Система СПО действительно была и остается в центре внимания и государства, и бизнеса, нет недостатка в новых проектах, под влиянием которых меняются и деятельность, и статус профессиональных образовательных организаций, и качество подготовки. Колледжи и техникумы становятся все более конкурентоспособными в борьбе за абитуриентов. По данным портала Superjob, в 2019 г. в профессиональные образовательные организации планировали поступать 27% школьников, тогда как в 2010 г. — всего 8%. Студенты СПО перестали быть аутсайдерами на международных соревнованиях профессионального мастерства, последовательно завоевывают там лидерские позиции. Однако говорить о долгосрочных системных эффектах и решении всех поставленных задач, наверное, преждевременно.

Неслучайно приоритетные направления новой стратегии СПО преемственны по отношению к задачам, поставленным в 2013 г. По-прежнему актуальны проблемы обновления содержания, формирования
нового ландшафта сети СПО, повышения финансовой устойчивости колледжей, совершенствования квалификации работников системы СПО.

Комплексное решение поставленных перед системой СПО задач связано с последовательным ответом на 5 основных вопросов:

    • как управлять структурой подготовки кадров, чтобы она гибко настраивалась на потребности рынка труда;

    • как своевременно обновлять содержание образовательных программ и обеспечивать опережающую подготовку;

    • как укрепить ресурсную базу профессиональных образовательных организаций, используя потенциал работодателей;

    • как подготовить преподавателей и мастеров производственного обучения к реализации образовательного процесса, соответствующего современным требованиям к профессиональному образованию;

    • как обеспечить объективную оценку качества подготовки кадров.

Попробуем ответить на эти вопросы, предположив, как их решение повлияет на развитие среднего профессионального образования в ближайшей перспективе.

1. Соответствие структуры подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда. Современные перечни профессий и специальностей СПО (далее — перечни) нового поколения должны быть интегрированы в целостную национальную систему квалификаций. Профессия или специальность обеспечивает широкую подготовку (не только квалификацию, но и уровень образования), поэтому для каждой из них необходимо определить открытый «пакет» квалификаций, разработанных на основе профессиональных стандартов и поэтому понятных работодателям. Новый дизайн перечней должен позволять системе СПО легко адаптироваться к быстро меняющимся потребностям рынка труда за счет возможности выбора обучающимся финальной образовательной траектории и получаемой квалификации
за полгода — год до завершения обучения по «длинным» программам среднего профессионального образования.

2. Ускорение прохождения сигнала рынка труда в профессиональные образовательные программы. Возможности, которые открываются в результате актуализации подходов к ведению перечней, должны быть поддержаны обновленной структурой ФГОС СПО. Необходимо перейти от последовательности в создании профессиональных стандартов, образовательных стандартов, образовательных программ к синхронной разработке полного пакета документов.

Для того чтобы устранить излишние препоны на пути применения требований работодателей в образовательных организациях, колледжи должны иметь и право, и обязанность оперативно отрабатывать появление новых компетенций, квалификаций, профессий или обновление существующих. Требования профессиональных стандартов могут оперативно применяться непосредственно в образовательных программах, что значительно ускорит реакцию системы подготовки кадров на сигналы рынка труда. Достаточно, если ФГОС СПО будет фиксировать требования к общепрофессиональной подготовке (перечень общих компетенций; требования к содержанию общепрофессионального цикла) и устанавливать алгоритм разработки профессиональных компетенций на основании профессионального стандарта. Тогда изменения, связанные с обновлением профессиональной деятельности, можно будет оперативно вносить в образовательные программы, не перерабатывая ФГОС.

Смещение акцента в применении профессиональных стандартов с ФГОС СПО на образовательные программы, конечно, потребует усиления роли работодателей и их объединений в обеспечении качества этих программ, их соответствия требованиям рынка труда к подготовке специалистов соответствующего профиля. Это может и должно быть обеспечено за счет механизма профессионально-общественной аккредитации, значимость которой возрастает в условиях «регуляторной гильотины». Однако модель профессионально-общественной аккредитации сама должна преобразиться, чтобы вызывать доверие и образовательных организаций, и работодателей. Это возможно в случае установления прозрачных критериев отбора аккредитующих организаций, объективных показателей оценки образовательных программ, единых подходов к организации и проведению процедуры12. Тогда признание результатов профессионально-общественной аккредитации будет обеспечено на государственном, межотраслевом и отраслевом уровнях.

3. Сопряжение итоговой (промежуточной) аттестации студентов СПО с независимой оценкой квалификации. С 2017 г. в России формируется система независимой оценки квалификации. Важнейшей ее
целевой группой являются выпускники профессиональных образовательных программ. Реализованный в 2018—2020 гг. пилотный проект Национального агентства развития квалификаций подтверждает эффективность сопряжения процедур промежуточной и итоговой аттестации студентов и независимой оценки квалификации. Образовательные организации и органы управления образованием, вошедшие в проект, получили ценную для последующей работы «обратную связь». Анализ результатов профессиональных экзаменов обнаружил «белые пятна» в образовательных программах как с точки зрения контента, так и в части используемых методов и технологий обучения. В данном случае даже отрицательные результаты стали позитивной практикой, на основании которой можно принимать обоснованные решения об изменениях, необходимых для улучшения качества подготовки кадров. Результаты независимой оценки квалификации выпускников могут быть использованы органами управления в сфере образования для объективной оценки качества услуг профессионального образования, учитываться при установлении контрольных цифр приема образовательным организациям.

Применение инструментов независимой оценки квалификации в процессах аттестации позволяет снять коллизию между законодательством об образовании и трудовым законодательством. Квалификация, указанная в дипломе, указывает на факт успешного завершения обучения по профессии, специальности, направлению подготовки, но не содержит информации о готовности к выполнению трудовых функций
в соответствии с профессиональным стандартом. Такую задачу решает свидетельство о квалификации. Именно этот документ интересен потенциальным работодателям выпускников.

Пилотный проект показал высокую заинтересованность профессиональных образовательных организаций, которые установили устойчивое взаимодействие с работодателями, получили возможность актуализировать свои образовательные программы с участием специалистов центров оценки квалификации и советов по профессиональным квалификациям, организовать стажировки для преподавателей и мастеров производственного обучения. Переход от проектного режима к режиму массового внедрения позволит преобразить систему оценки качества подготовки кадров, сделать ее объективной, достоверной, прозрачной, надежной, обеспечит выпускникам конкурентоспособность на рынке труда, а работодателям ― уверенность в профессионализме молодых специалистов.

4. Формирование системы подготовки педагогических кадров для СПО. Обеспечить устойчивость кадровых решений в системе СПО может модель повышения квалификации, основанная на реализации практико-ориентированных модульных программ, которые позволяют актуализировать профильную квалификацию (соответствующую той, которую осваивают обучающиеся) и совершенствовать методические компетенции (готовность качественно обучать в соответствии с современными требованиями, в том числе с учетом цифровизации образования). Организационная схема реализации таких программ была разработана и реализована Базовым центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации Национального агентства развития квалификаций. Она включает несколько обязательных элементов:

    • мониторинг и обобщение данных о кадровых потребностях производств;

    • сбор и анализ информации об организациях, участвующих в кадровом обеспечении СПО, их методическом потенциале;

    • формирование «портфелей заказов» на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

    • отбор организаций дополнительного профессионального образования и баз практики, где возможно организовать повышение квалификации педагогов и распределение «портфеля заказов» на основании оценки качества и эффективности дополнительных профессиональных программ;

    • программно-методическое обеспечение разработки и реализации программ;

    • мониторинг процесса и результатов реализации программ, в том числе с применением независимой оценки квалификации как формы итоговой аттестации.

5. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии СПО. Повышение ресурсной устойчивости профессиональных образовательных организаций, расширение возможностей реализации сетевых программ требует создания условий, мотивирующих работодателей к участию в образовательном процессе, в управлении его качеством. Поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 г., предусматривает меры, направленные на стимулирование участия работодателей в модернизации инфраструктуры профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в закупках современного производственного оборудования и расходных материалов, а также меры, направленные на осуществление практической подготовки обучающихся на базе организаций работодателей. Одно из назревших решений — пересмотр лицензионных требований для обучающих предприятий. Кроме того, целесообразно предусмотреть налоговые преференции для работодателей, участвующих в реализации профессиональных образовательных программ.

С решением этих задач связан новый виток развития среднего профессионального образования, по завершении которого уже не будет необходимости переносить старые проблемы в новую реальность.

«Стандарты и качество» Январь 2021

Рубрика: Квалификация
Автор(ы): А. Факторович

Комментарии (0)

Добавить комментарий