10 ноября 2020

Минфин предложил поправки ко второму чтению проекта бюджета на следующую трехлетку. Большая часть корректировок касается перераспределения средств между нацпроектами и в общенациональном плане выхода из кризиса. Наиболее существенная из них — перенос 638 млрд рублей из ранее зарезервированных на поддержку экономики. Из новых направлений Минфин предлагает докапитализировать РЖД на 7,5 млрд из средств Москвы и Московской области, направить на развитие туристской инфраструктуры 8,7 млрд рублей, а также пролонгировать сроки возврата кредитов оборонными предприятиями с 2029 до 2036 года. Эксперты полагают, что и общенациональный план, и бюджет в ближайшем будущем будут серьезно корректироваться с учетом усиления пандемии в мире.

План, РЖД и оборонка

В общей сложности на «Национальную экономику» в проекте бюджета, одобренного в первом чтении, было зарезервировано 666 млрд рублей, без детализации по отдельным направлениям расходов. Правительство предложило направить 638 млрд из них на национальный план действий по повышению доходов населения, занятости и ВВП, следует из поправок кабмина ко второму чтению плана казны на следующую трехлетку. Оставшиеся 28 млрд сохраняются в резерве, следует из документа.

Большую часть средств планируется распределить на программу кредитования предприятий для поддержки занятости. Всего на нее будет направлено 420 млрд рублей в следующем году.

По данным Минэкономразвития, сейчас по программе займов на поддержку занятости (ФОТ 2.0) заключено 225,8 тыс. соглашений на общую сумму более 442 млрд рублей, из них фактически выдано 410 млрд. Как сообщила замглавы Минэка Татьяна Илюшникова, это позволило поддержать более 5 млн рабочих мест по всей стране.

Вторая наиболее существенная поправка в распределении средств на нацплан — это выделение 114 млрд рублей на поддержку производства продукции электронной промышленности, в частности на разработку и выпуск собственной компонентной базы, аппаратуры, станков, а также на кадры.

Часть средств предлагается перераспределить внутри нацпроектов. Например, снять и временно заморозить в резервах 33 млрд рублей, ранее предусмотренных на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях. Причина такого решения — демографический фактор, отмечается в материалах. Также планируется, например, снять 30 млрд рублей с создания коммуникаций между центрами экономического роста и направить их на развитие Центрального транспортного узла.

Кроме перераспределения Минфин предложил предусмотреть в бюджете и дополнительные ресурсы. В частности, просубсидировать РЖД на 7,5 млрд рублей для компенсации потерь от перевозок. Однако условие для такого возмещения из средств федеральной казны — взносы от правительств Москвы и Московской области в 5 и 2,5 млрд рублей соответственно.

Еще одна новая поправка — выделение 8,7 млрд рублей на системное развитие туристской инфраструктуры в следующем году.

Также Минфин предложил продлить сроки возврата кредитов, выданных российскими банками оборонным предприятиям, до 2036 года. В предыдущей версии бюджета, одобренной в первом чтении, планировалось пролонгировать займ только для «Уралвагонзавода» от ВТБ и лишь до 2029-го. Перечень кредитных соглашений, по которым могут быть продлены сроки возврата до 2036 года, утверждается правительством РФ, уточняется в материалах ко второму чтению.

В пресс-службе Минфина напомнили, что в общей сложности общенациональный план по восстановлению экономики в 2021 году обойдется в 2,6 трлн рублей, однако не всю его сумму профинансирует федеральный бюджет. Там также отметили, что практика поддержки корпораций из средств региональных бюджетов транзитом через федеральный — распространенная.

По поводу продления сроков возврата кредитов оборонки там сообщили лишь, что все финальные решения по этим направлениям будут отражены в законе о федеральном бюджете.

Всего предлагается внести поправок в бюджет в 2021 году на 1,5 трлн рублей, говорил ранее глава Минфина Антон Силуанов. В 2022-м — на 0,9 трлн, а в 2023-м — на 1 трлн рублей. Основные блоки изменений, по его словам, коснулись нацпроектов и общенационального плана восстановления экономики.

Не всё пойдет по плану

Безусловно, необходимо прикладывать максимум усилий для восстановления внутреннего спроса как основного источника экономического роста. Однако без сопутствующей благоприятной внешней конъюнктуры этот процесс будет гораздо более длительным и затратным, полагает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

Российская экономика — часть мировой, и доля экспортного сектора у нас велика, добавил главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Поэтому в условиях сниженного внешнего спроса из-за глобального кризиса ожидать, что ВВП РФ будет восстанавливаться, когда в остальном мире производство падает, было бы странным, согласился он. При этом ситуация, в которой оказалась глобальная экономика, уникальна — нарушение производственных и торговых связей, вызванное пандемией, сравнимо с эффектом от военных действий, отметил Андрей Пискунов.

Тем не менее благодаря своему размеру и структурным характеристикам Россия в мировом контексте считается далеко не самой открытой страной, отметил заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Поэтому у нас, в сравнительно замкнутой экономике с не столь высокой зависимостью от глобальной торговли и международных инвестиций, меры поддержки в принципе имеют больше шансов, чтобы заметно подействовать, чем в развитых странах.

Общенациональный план действий, очевидно, будет корректироваться, уверены эксперты. Это зависит от того, как быстро начнут восстанавливаться глобальная и отечественная экономики, насколько эффективной окажется вакцина и когда она будет предоставлена для широкого применения, а также от синхронности выхода из режимов локдауна европейских стран.

Причем поправки могут быть довольно существенными, добавил Владимир Тихомиров. Правительству придется подстраивать бюджет под складывающуюся ситуацию. По его мнению, в случае негативного сценария потребуются значительно большие расходы на медицину и поддержку рынка труда, а в случае более раннего завершения пандемии неиспользованные на борьбу с кризисом средства могут быть перераспределены на программы поддержки роста и инвестиции.

Известия

Комментарии (0)

Добавить комментарий