3 ноября 2020

Российские предприятия в среднем сильно отстают по уровню производительности труда от своих иностранных конкурентов. Разрыв двух-трехкратный — и это у лидеров рынка! Причем причины на многих предприятиях, кроме разве что самых крупных, очевидны: отсутствие достаточно развитой производственной системы и культуры, необходимого уровня автоматизации и цифровизации, а также квалифицированных кадров. Именно поэтому повышение квалификации сотрудников и их переобучение стали одними из основных целей нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости".

Помогать работодателям определить, кто из сотрудников достаточно квалифицирован, а кому не хватает компетенции, какие специальности востребованы прямо сейчас, а какие будут востребованы через несколько лет, чего не хватает образовательным учреждениям для выпуска компетентных специалистов, призвано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Согласно его исследованию, среди 1,5 тыс. выпускников средних профессиональных образовательных учреждений смогли подтвердить свою квалификацию только 42%. Выходит, что выданный на руки молодому специалисту диплом не является гарантией знаний и навыков. Как в этом случае работодателю разобраться и не ошибиться при найме? Как выпускнику понять, какие есть пробелы в его образовании, и стать более конкурентоспособным на рынке труда? Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" задал эти вопросы экспертам НАРК.

Александр Лейбович, генеральный директор АНО "НАРК": мы как портал "Госуслуги"

- Есть такая категория, как человеческий ресурс — люди на рынке труда, которые работают. В России их более 72 млн. От того, что собой представляют эти люди с точки зрения профессионализма, зависят и результаты работы, и производительность труда, и то, как развивается экономика. Возьмем медицину — каждый сталкивается с врачами. Их квалификация играет очень важную роль в том, насколько качественные услуги получит человек. Или туризм: без персонала, который умеет принять гостей, провести экскурсию, хорошо обслужить в кафе, никакого туризма не будет.

Работодателю необходимо отличать квалифицированных людей от неквалифицированных, и для этого нужен инструмент. На одного ошибочно нанятого сотрудника потери компании в среднем могут составить 60–70 тыс. рублей, если наняли и пришлось уволить или переобучить. Если предприятие сможет сэкономить хотя бы половину этой суммы, то, по нашим оценкам, это примерно 1 трлн рублей в год в целом по всем компаниям в России.

Наша задача — сделать рынок труда прозрачным и понятным с точки зрения квалификации и для работодателей, и для самих людей. Каждому человеку важно понимать, какой вес он имеет на рынке труда и на что может рассчитывать.

Другая сторона вопроса — система подготовки кадров: это тысячи учебных заведений, курсы повышения квалификации в компаниях. Это сфера, которая включает огромные общественные ресурсы. Это бюджетные и частные деньги, средства работодателей, которые тратятся на обучение. И хотелось бы их вкладывать эффективно, значит, мы должны понимать, какими будут результаты обучения. Независимая оценка квалификаций — именно тот инструмент, который позволяет в соответствии с прозрачными критериями адекватно оценить достигнутый результат.

Раньше государство владело всеми организациями и занималось оценкой и присвоением квалификации. После того как в основу легла частная инициатива, все эти функции повисли в воздухе. В 2014 году по решению президента России была создана новая система, отвечающая за формирование и оценку квалификаций, — национальная система квалификаций (НСК). В ее основе отраслевые советы по профессиональным квалификациям, куда входят представители бизнеса, образования, государственных органов — регуляторов. Объединения работодателей формируют запрос, какие специалисты нужны рынку во всех отраслях экономики. На них возложена ответственность за определение требований к квалифицированным специалистам, за организацию независимой оценки.

Что делают работодатели через свои объединения? Они формируют профессиональные стандарты, создают систему центров оценки квалификации, разрабатывают методические оценочные средства. На сегодня существует около 1,4 тыс. профессиональных стандартов по разным направлениям, и на их основе определены требования к квалификации людей. Есть реестр квалификаций — их более 2 тыс. Сейчас работают более 1,2 тыс. экзаменационных площадок в стране.

Результат профессионального экзамена заносится в федеральный реестр, который ведет АНО "НАРК". И работодатель может не только увидеть свидетельство о квалификации, но и проверить, действительно ли ему предоставили подлинный документ. С другой стороны, такой механизм подходит человеку, который хочет независимо от учебного заведения подтвердить квалификацию. Для большинства сфер эта возможность уже есть.

За пять лет, по оценкам Минтруда, новыми профессиональными стандартами закрыто 80% рабочих мест. Есть сферы, в которых не стоит вводить такую систему, например искусство. Но если в сфере используются определенные технологии, то там профессиональные стандарты и соответствие им людей имеют значение.

Все бизнес-процессы — разработка профессиональных стандартов, прохождение экзаменов, разработка тестов — обеспечены цифровыми решениями, большинство которых разработало и внедрило Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России.

Пользователь может зайти на нашу платформу, указать квалификацию, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, пройти теоретическое тестирование и получить оценку. Далее в случае успеха можно записаться на практическую часть, получить извещение о времени и месте экзамена. Это чем-то напоминает портал "Госуслуги".

Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора АНО "НАРК": будут востребованы квалификации, которые находятся на стыке технологий


- В 2019 году агентство взяло на себя миссию, объединяющую интересы работодателей, соискателей и учреждений образования. На онлайн-площадке был организован общероссийский мониторинг рынка труда, сфокусированный на квалификационных характеристиках работников, а также кадровых запросах организаций и компаний разных отраслей.

Мониторинг рынка труда — это не нововведение. Мы проанализировали исследования разных организаций, рассмотрели 12 работ. У всех был существенный недостаток: они были эпизодическими или использовали устаревшую номенклатуру. Серьезных управленческих решений на их основе не принималось.

В НАРК мы пользуемся номенклатурой, которая разрабатывается на основе профессиональных стандартов. Наша работа дает возможность оценить, какие стандарты нужно актуализировать с точки зрения работодателей, ведь появляются новые требования к труду, а какие квалификации или компетенции начинают уходить с рынка труда.

Подобного мониторинга в разрезе квалификаций ранее никто не проводил. Мы специально общались на эту тему с коллегами из ВЦИОМ, и они подтвердили, что такой проект в нашей стране реализовывается впервые.

Наша цифровая платформа предназначена для мониторинга рынка труда в интересах широкого круга пользователей: от советов по профессиональным квалификациям до федеральных и региональных органов власти. Результаты мониторинга также будут полезны абитуриентам и их родителям, принимающим решение о выборе образовательного учреждения, трудовым мигрантам — как из-за рубежа, так и россиянам — для выбора региона, где работодатели испытывают наибольший дефицит той или иной профессии.

Платформа дает нам возможность собрать сведения по всей России. Мы выводим информацию на витрину данных "СкиллСканер", для того чтобы люди могли посмотреть, какие перспективные квалификации, профессии есть на рынке труда. В этом году мы провели два небольших исследования: во время пандемии мы отследили всплески на рынке труда. Увидели, кто действительно был востребован. Оказалось, что это люди, занятые в сфере обслуживания — упаковке, транспортировке, логистике, IT.

Нам интересно не только поймать то, что уже произошло на рынке труда, но и понять, какие технологии развиваются, потому что мы должны успеть "добежать" до системы образования и объяснить, куда не надо вкладывать государственные деньги.

Анализ показал, что в ближайшем будущем будут востребованы те квалификации, которые находятся на стыке технологий (аддитивные технологии, биоинформатика и тому подобное), инженеры в различных сферах (биотехнологии, ракетостроении). Еще одной сферой, где требуются специалисты, является работа с людьми и их особыми потребностями здоровья — психология, содействие сохранению работоспособности и здоровой ментальности.

Алла Факторович, заместитель генерального директора АНО "НАРК": работодатели оценили выпускников


- Кадровый дефицит находится в первой тройке острых проблем для бизнеса — к таким выводам пришли авторы исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2016–2019 годах. Работодатели говорят об отсутствии практических навыков и общих компетенций у выпускников.

До определенного момента у работодателей не было реальных рычагов влияния на сферу образования. Но благодаря новым инструментам Национальной системы квалификаций, в первую очередь профессиональным стандартам и независимой оценке квалификации, такие рычаги появились.

Независимая оценка квалификации дает системе образования обратную связь со стороны рынка труда. Это объективная оценка того, как подготовлены выпускники, могут ли они качественно выполнять те функции, которые предусмотрены профессиональными стандартами. Оценку дают не педагоги, не система образования, а сами работодатели.

Сейчас выпускники получают документ об образовании и квалификации, но запись в дипломе (например, "бакалавр экономики" или "магистр права") не совсем понятна работодателям: она не совпадает с названиями квалификаций, существующими на рынке труда.

Не секрет, что работодатели не доверяют дипломам, не готовы брать молодых специалистов и вкладываться в их "доводку". В условиях пандемии ситуация ухудшилась: конкуренция среди молодежи возросла. Поэтому свидетельство о квалификации — это серьезное преимущество. Выпускники с таким свидетельством не испытывают проблем с трудоустройством, так как говорят с работодателем на понятном ему языке квалификации.

Даже в случае негативного результата, когда профессиональный экзамен не сдан, человек получает важную информацию о дефиците компетенций, а также рекомендации по перспективам развития.

С 2018 года НАРК реализует проект по совмещению двух процедур для студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования. Аттестация студентов проходит в центре оценки квалификации или экзаменационном центре на базе колледжа. Экзаменаторами являются работодатели, эксперты центра оценки квалификации. Для аттестации используются те же оценочные средства, что и при сдаче профессиональных экзаменов. В течение 2018/19 учебного года в проекте приняли участие 1,5 тыс. студентов, 42% из них успешно справились с заданиями профессиональных экзаменов и получили два документа. В 2020 году участие в проекте принимают уже около 2,5 тыс. человек. С 2021 года предполагается работа с выпускниками высших учебных заведений.

Родители абитуриентов стали интересоваться, готовят ли в том или ином колледже по профессиям и специальностям, по которым возможно сдать профессиональный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации.

Ольга Лоцманова, заместитель генерального директора АНО "НАРК" (региональное развитие НСК): повысить доступность независимой оценки


- Развитие региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций работает благодаря двухуровневой поддержке: с 2018 года агентство стало заключать соглашения с властями регионов. На сегодняшний день координационные органы, которые занимаются развитием НСК, работают уже в 45 регионах.

Ключевыми игроками в субъектах стали региональные методические центры (РМЦ), которые формируются на базе организаций — учебных заведений, объединений работодателей, специализированных экспертных организаций, исследовательских институтов. Такие центры есть в 43 субъектах из 85 во всех восьми федеральных округах.

Агентство и РМЦ регулярно проводят мероприятия по популяризации национальной системы квалификаций — форумы и конференции, круглые столы и семинары в очном и в дистанционном форматах.

Будущее России (национальные проекты)

Комментарии (0)

Добавить комментарий