21 декабря 2015

Глава Минфина Антон Силуанов полагает неизбежным внесение поправок в федеральный бюджет на 2016 год уже весной. Адаптацию финансово-бюджетной системы в 2015 году под изменившиеся внешние условия Минфин считает успешной. В следующем году, несмотря на наличие резервов, правительству необходимо иметь несколько сценариев развития событий под разную цену на нефть: закон о бюджете рассчитан исходя из $50 за баррель, но варианта только с ценой $40 за баррель недостаточно.

16 декабря на брифинге в Минфине глава ведомства Антон Силуанов подвел итоги бюджетного года-2015 — с точки зрения бюджета, по существу, 2016 год уже начался, значительная часть федеральных доходов первого квартала 2016 года определяется конъюнктурой ноября-декабря. Минфин подтвердил вчера прогноз исполнения бюджета-2015 с дефицитом 2,8-2,9% ВВП, что лучше предположений аналитиков, прокомментировал итоги собственных действий в 2015 году — по мнению Антона Силуанова, адаптация системы к новым условиям была в целом успешной — и изложил подходы Минфина к следующему бюджетному году.

Финансовое ведомство исходит из того, что в 2016 году удастся вернуться к подготовке к трехлетнему бюджету на 2017-2019 годы. Вопреки заявлениям чиновников Белого дома при внесении законопроектов о бюджете на 2016 год в Госдуму в сентябре 2015-го, Минфин практически уверен, что как минимум поправки к закону в весеннюю сессию парламента неизбежны, в том числе в силу того, что с 2016 года сократились основания для самостоятельного внесения им изменений в бюджетную роспись — на этом настаивала Госдума. Впрочем, по словам господина Силуанова, правительству в силу нестабильной нефтяной конъюнктуры в любом случае необходим дополнительно набор сценариев развития событий при дальнейшем падении цен на нефть, в том числе ниже $40 за баррель. Напомним, при такой среднегодовой цене нефти бюджет с нынешними проектировками теряет около 1,2-1,6 трлн руб. доходов.

Исходя из слов главы Минфина в бюджетно-финансовой системе РФ на 2016 год есть определенный запас, позволяющий реализовывать существующий курс. Так, Антон Силуанов упомянул о возможности дальнейшего ужесточения налогового и таможенного администрирования. Кроме того, финансовое ведомство будет, по словам министра, более жестко, чем в начале 2015 года, вести политику предоставления бюджетных авансов (в этом году в качестве антикризисной меры, напомним, Минфин перенес на первое полугодие финансирование около 2% федеральных расходов, сократив декабрьские расходы с традиционных 17% общегодовых до 15%), большая часть господдержки будет исполняться казначейским методом. Минфин будет настаивать на финансировании бюджетного дефицита-2016 и через приватизацию госактивов: Антон Силуанов подтвердил подготовку "Роснефти" к приватизации 19,5% акций госпакета, предполагается, что бюджет может получить от продажи не менее 500-550 млрд руб.

В случае продажи "Роснефти" бюджетная система де-факто готова к исполнению главной цели Минфина — сохранении бюджетного дефицита-2016 на уровне 3% ВВП. Около 500 млрд руб. внутрибюджетных резервов расходов, в том числе 100 млрд руб. антикризисного фонда правительства, у Белого дома есть, вместе со средствами от приватизации общий резерв составляет 1-1,2 трлн руб.— это вполне соответствует решению проблемы "$40 за баррель в 2016 году". Глава Минфина даже заявил о готовности бюджетной системы решать задачи по "поддержанию внутреннего спроса за счет бюджетных возможностей". По существу, это как минимум означает, что Минфин готов повторить макросхему 2015 года, в котором операции расширенного бюджета нейтральны к динамике ВВП, то есть не ослабляют экономического роста. Впрочем, вопросы еще об одном возможном направлении бюджетных расходов 2016-го — поддержке Внешэкономбанка и его реструктуризации — Антон Силуанов оставил без комментариев. Напомним, решение по ВЭБу не принято, несмотря на то что, по данным "Ъ", оно может ждать не далее первого квартала 2016 года.

Настойчивость Антона Силуанова в предложении правительству разработать срочно кризисные стратегии на 2016 год объясняются не текущими бюджетными проблемами, которые исходя из данных Минфина меньше, чем ожидались еще в середине 2015-го. Как неоднократно констатировал "Ъ", "триггерной" ценой для устойчивости бюджетной системы РФ сейчас является $40 за баррель Urals. Резервы бюджета (в том числе за счет меньшего, чем ожидалось в начале года, использования в 2015 году Резервного фонда — 2,6 трлн руб. против планируемых 3,2 трлн руб.) позволяют относительно спокойно пройти следующий год даже без приватизации "Роснефти". Но к новым даже краткосрочным шокам — например, падению нефтяных цен до $20-25 за баррель в течение одного-двух месяцев — бюджет вряд ли готов, в первую очередь из-за необходимости в таком сценарии экстренно поддерживать ряд отраслей через банковскую систему.

Коммерсантъ

Читайте также:
Госдума приняла во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на 2016 год

© По данным пресс-службы РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий