18 июня 2019

Крупнейшие российские и мировые ИТ-компании, и представители банковской сферы рассказали, какие цифровые инструменты могут помочь МСП расти и развиваться

Быстро найти новых клиентов как в России, так и за рубежом, связаться с банком за пару секунд через мобильное приложение, подать отчетность в налоговую онлайн — все это и многое другое стало возможными благодаря цифровизации. Она не только помогает крупному бизнесу, но и жизненно необходима малым и средним компаниям, так как позволяет им расти и развиваться гораздо быстрее при меньшем количестве затрат.

Использование цифровых инструментов дает малым и средним предприятиям (МСП) массу преимуществ, в частности, избавляет их от многих бюрократических проволочек. Технологии будут и дальше упрощать жизнь бизнесменов. Например, нацпроект „Малое и среднее предпринимательство” предполагает обеспечение упрощенного электронного доступа МСП ко всем предназначенным им мерам поддержки.

Представители крупнейших российских и мировых ИТ-компаний, а также банковской сферы рассказали порталу „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, о том, какие цифровые инструменты могут помочь МСП расти и развиваться. А малые и средние предприниматели поделились своим опытом внедрения инновационных решений.

Digital-продвижение

В начале 2019 года аналитический центр НАФИ опросил 654 руководящих сотрудника предприятий в восьми федеральных округах России для того, чтобы оценить готовность малых компаний к цифровой экономике. Согласно исследованию, применение интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг уже сейчас входит в тройку самых популярных цифровых средств у МСП в России. Например, ведут свои страницы в соцсетях 36% московских и 28% региональных компаний, а продвигают собственные сайты в поисковых системах — 41% и 31% соответственно.

Другой опрос, охвативший более 600 малых и средних компаний из 10 российских городов и проведенный в конце 2018 года одной из крупнейших исследовательских компаний в мире GfK совместно с Facebook и Агентством стратегических инициатив (АСИ), показал, что 76% респондентов называют продвижение в цифровой сфере ключевым фактором для роста бизнеса.

При этом инструменты digital-маркетинга будут становится все более востребованными со стороны малого и среднего бизнеса, так как их использование обладает рядом преимуществ, считают эксперты, опрошенные порталом. По словам директора по операционной работе кластера информационных технологий фонда „Сколково” Сергея Ходакова, технологии в области рекламы и продвижения — нативная реклама (способ привлечения внимания в контексте интересов пользователей), программатик-реклама (закупка рекламы через автоматические площадки, например „Яндекс.Директ” или Google Ads), инструменты SMM, системы автоматизации маркетинговых кампаний и другие — помогают привлекать потенциальных клиентов и удерживать их в качестве потребителей.

„Современные рекламные технологии позволяют гораздо точнее и эффективнее находить целевых клиентов и в результате увеличивать продажи. Например, еще недавно, если владелец швейной мастерской хотел нарастить оборот, ему нужно было долго и упорно искать новые места для сбыта товара. Сейчас он может уйти в онлайн и, например, на базе соцсети развивать отдельное направление — организовать продажу выкроек онлайн, открыть обучающие курсы. И там же продавать товары”, — рассказала, в свою очередь, директор по рекламному продукту и рекламной монетизации „ВКонтакте” Ирина Румянцева.

В пресс-службе Google в России также обратили внимание на то, что бесплатность многих цифровых инструментов в сфере продвижения бизнеса и высокая рентабельность интернет-рекламы позволяют компаниям развиваться гораздо быстрее.

В частности, основательница брендов полезных снеков „Marс 100% натурально” и „Marс&Фиса” Александра Шафорост поделилась с порталом своим опытом успешного применения инструментов цифрового маркетинга. „Сейчас мы в основном продвигаем свой продукт через Instagram, а несколько лет назад главным каналом был Facebook. В сфере цифрового маркетинга постоянно происходит смена алгоритмов; с одной стороны, это интересный опыт, а с другой — приводит к увеличению маркетинговых затрат, так как SMM-специалистам приходится постоянно учиться. Тем не менее, digital-маркетинг на порядок дешевле, чем телевизионная реклама, которую мы себе не можем позволить, и для нашей целевой аудитории более эффективный”, — рассказала она.

За рубеж через интернет

Различные цифровые платформы также открывают для МСП рынки сбыта, которые ранее были им недоступны, дают возможность продвигать свои продукты не только в России, но и за рубежом. „Семейный бизнес может выйти в интернет, на торговую площадку, открыть свою онлайн-платформу продаж и достучаться до покупателя наравне с международной корпорацией”, — подчеркнул глава направления „Mail.Ru Цифровые технологии” Павел Гонтарев.

Например, в 2017 году с помощью Facebook про товары российских производителей узнавали 122 млн человек по всему миру. Сегодня 41% пользователей Facebook в России отслеживают страницы как минимум одного зарубежного МСП, а 46% — как минимум одного МСП из России. На данный момент выход на международные рынки рассматривает половина небольших российских компаний, участвовавших в опросе GfK, Facebook и АСИ.

Другой инструмент — маркетплейсы — также позволяет не только крупным производствам, но и малым и средним предпринимателям расширять клиентскую базу и быть гибкими по отношению к потребителю, рассказал генеральный директор eBay в России Илья Кретов. „Согласно нашему совместному исследованию с Data Insight, 70% экспортеров, продающих на eBay, ведут торговлю исключительно через маркетплейсы. Это объясняется тем, что онлайн-платформы являются комплексными цифровыми площадками, которые имеют большие бюджеты и возможности для разработки и введения в работу новых алгоритмов, искусственного интеллекта, а также наиболее быстро адаптируют существующие инновации в систему”, — отметил он.

Представитель AliExpress и Tmall в России Антон Пантелеев, в свою очередь, добавил, что маркетплейсы и торговые площадки предоставляют малым и средним компаниям логистические и маркетинговые услуги, а также выступают провайдерами ИТ-технологий. „Если производитель не хочет сам развивать эти направления, то работая в рамках маркетплейса, ему будет проще сосредоточиться на основных компетенциях», — пояснил он.

Облачные технологии

Согласно последнему исследованию Data Bridge Market Research (DBMR), глобальный рынок цифровизации к 2026 году, по прогнозу, достигнет 1,2 трлн долларов против 299,3 млрд долларов в 2018 году. Основной драйвер роста — постоянно расширяющееся применение облачных платформ, которые нужны не только крупному бизнесу, но и малым компаниям.

Облачные технологии позволяют небольшим компаниям с ограниченным бюджетом конкурировать с крупными игроками. Благодаря „облаку” бизнес сразу может получить всю ИТ-инфраструктуру, необходимую для быстрого выхода на рынок, и потом масштабировать ее в соответствии с ростом потребностей, рассказал директор по перспективным технологиям Microsoft в России Владислав Шершульский.

„Сервисная модель ИТ-услуг позволяет предприятиям оплачивать только фактически потребленные ресурсы, без дополнительных вложений работать с филиалами и потребителями по всей стране и по всему миру, использовать самые передовые научно-технические разработки от лидеров рынка”, — добавил он. То есть у бизнеса отпадает необходимость тратить огромные средства на покупку „железа” и содержание большого штата программистов, при этом появляется доступ к множеству ноу-хау, а сроки внедрения новых технологий сокращаются.

Представители среднего бизнеса уже активно используют возможности облаков. Так, по данным платформы „Яндекс.Облако”, в 2019 году наблюдается рост спроса на облачные сервисы от средних предприятий. Кроме базового набора облачных сервисов — виртуальные машины, хранение данных, сети и прочих — „облако” делает доступным применение малыми и средними компаниями таких уникальных технологий, как перевод, распознавание и синтез речи, анализ изображений.

Автоматизация и что за ней следует

Сергей Ходаков считает, что малому и среднему бизнесу необходимо максимально оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Так, заместитель генерального директора по образовательным проектам онлайн-платформы „Деловая среда” Алексей Грищенко привел соответствующий пример. „Если у тебя контакты клиентов записаны в телефоне, блокноте или Excel, а задачи — в виде стикеров на столе, то в продажах — хаос”, — рассказал он. В свою очередь, адекватно настроенная CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), по словам Грищенко, позволяет управлять рекламными рассылками, фиксировать все контакты с клиентами, ставить задачи менеджерам, что соответственно ведет к увеличению продаж.

Представитель малого бизнеса — генеральный директор „Авангард Бюро”, оказывающего бухгалтерские услуги, Светлана Павельчук рассказала, что после внедрения в компании CRM производительность труда повысилась на 22%. „Появилась еще большая четкость в работе, клиентам нравится наша оперативность, и это, в свою очередь, привело к увеличению прибыли компании. Теперь, благодаря автоматизации, мы готовы к масштабированию компании”, — добавила она.

„Упорядочив все бизнес-процессы, вы дальше уже можете думать о переходе на следующий этап развития с использованием искусственного интеллекта, роботов, машинного обучения, блокчейна и больших данных”, — считает заместитель генерального директора SAP CIS Алексей Петунин. Использование этих технологии позволит сократить денежные затраты и время выполнения рутинных задач (бухгалтерия, юридические вопросы, логистика и т.д.), а также делать больше меньшим количеством людей, отметил он.

Например, ручной труд могут заменить программные роботы. „Допустим, у предпринимателя в работе есть какой-то элементарный ручной процесс, связанный с простыми операциями на компьютере, — рассказал директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Александр Белокопытов. — Совсем не обязательно нанимать сотрудника, который будет выполнять эту работу. Можно купить лицензию, обучить программного робота, и он приступит к выполнению заданий 24/7”.

Малые и средние компании также могут воспользоваться специальными платформенными решениями, позволяющими собрать простое мобильное приложение за счет онлайн-конструктора, не тратя на это значительных средств, добавил Белокопытов.

Другой пример — организация обзвона клиентов с помощью автоматизированного сервиса с голосовым синтезатором (специальная программа, генерирующая устный текст). „Подобные инструменты дадут возможность владельцу небольшого бизнеса предоставить совсем новый клиентский опыт”, — подчеркнул эксперт.

Антон Пантелеев также отметил важность цифровизации документооборота и ведения бизнеса для развития МСП. „Например, в Китае отдельный тренд — построение экосистем для малого и среднего бизнеса вокруг облачных сервисов и мессенджеров. Их задача — максимально упростить ведение бизнесов и снизить материальную нагрузку на стартаперов”, — рассказал он.

Анализ данных, IoT и голосовые помощники

По оценке „Ростелекома”, в ближайшие 10 лет все современные цифровые технологии найдут свое применение в российском малом бизнесе.

В частности, по словам Сергея Ходакова, в будущем МСП будут широко применять технологии сбора и анализа данных, а также их визуализации, так как решения, принимаемые МСП, должны максимально соответствовать текущей рыночной ситуации. Кроме того, будет набирать популярность „интернет вещей”, позволяющий, например, оперативно отслеживать наличие тех или иных товаров на складе.

Своим опытом использования анализа данных поделилась генеральный директор поставщика обивочных материалов Tkanoff Group Елена Краснова. Она рассказала порталу, что сквозная аналитика (сбор и анализ данных по всем каналам) уже позволяет предприятию точно отслеживать затраты на активности, кампании и мероприятия и максимально эффективно управлять бюджетом. В свою очередь, глава сети кофейных баров COFFEE WAY Сергей Бунцевич добавил, что внедрение аналитики для менеджеров во внутренней системе дало возможность его компании изучать данные о продажах и проходимости точек.

Что касается цифровых инструментов для МСП в сфере финансов, то заместитель директора департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов считает, что наиболее перспективным из них является внедрение биометрии для юридических лиц, которое даст возможность открывать счета и подключать услуги без встреч с представителями банка. Кроме того, по его словам, запуск системы быстрых платежей (оплата товаров по QR-коду) может в значительной мере повлиять на развитие розничной торговли.

„К цифровым технологиям будущего относятся голосовой поиск или заказ товара, распознавание движения, хранение и использование клиентских данных в рекламе, онлайн-консультанты и прочее”, — рассказали в пресс-службе „Ростелекома”. Среди наиболее перспективных направлений в пресс-службе „Яндекса” также назвали использование голосовых ассистентов для различных бизнес-задач.

По мнению Павла Гонтарева, в ближайшие годы будет очень востребовано все, что помогает работать с конкретным потребителем, давать лучший клиентский опыт, создавать персонифицированные предложения.

С ним согласна и Ирина Румянцева. „Успешному бизнесу нужно соответствовать ожиданиям покупателей — угадывать предпочтения, предлагая оптимальный товар; ловить человека в том месте, где он проводит больше времени; оказывать безупречный сервис и быстро реагировать на запросы, используя мессенджеры и умных чат-ботов; удивлять и привлекать внимание к себе, используя нестандартные механики с дополненной реальностью и так далее”, — заявила она.

Цифровая грамотность

Большинство экспертов, опрошенных порталом, резюмировали, что предпринимателям необходимо повышать цифровую грамотность, так как иногда они даже не знают о том, как технологии могут облегчить их работу.

„Государство может оказать содействие в максимальном информировании МСП о существующих процессах возможностях и планах на будущее, чтобы предприниматели также могли участвовать в формировании экосистемы цифровой экономики”, — заявил начальник отдела развития интернет-банка блока „Средний и малый бизнес” Промсвязьбанка Александр Королев.

„Власти могут стимулировать бизнесменов и менеджеров среднего и малого бизнеса к повышению уровня «образованности»: показывать, чем полезны (и чем опасны) цифровые технологии, как правильно с ними работать. Это можно делать через образовательные программы, гранты, конкурсы”, — добавил Павел Гонтарев. Он также считает, что повысить уровень использования технологий со стороны бизнеса могло бы решение государства субсидировать МСП затраты на доступ к цифровым инструментам.

Нацпроект „Малое и среднее предпринимательство” как раз предполагает, что к концу 2020 года малый и средний бизнес получит электронный доступ через единый личный кабинет к ключевым образовательным платформам, а кроме того — к информационным системам и торговым площадкам.

Источник: ИА «ТАСС»

Комментарии (0)

Добавить комментарий