27 марта 2019

Наиболее негативное воздействие на компании в январе оказали неплатежи со стороны контрагентов. Доля этого варианта достигла 40,2%, она прибавила, по сравнению с октябрьскими данными, 10%.

Трети организаций не хватало в первый месяц года оборотных средств, в октябре доля этого варианта была значительно ниже – 24,3%.

Снижение спроса ощутили на себе 26,1% организаций (-3,9% от октябрьского значения). Такую же долю набрал ответ «на работу компаний наиболее негативно влияла валютная нестабильность». В октябре его доля составляла 28,6%.

Рост фискальной нагрузки отметила в январе четверть респондентов. По сравнению с октябрём, доля варианта выросла примерно на 10%. Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих оказало негативное влияние на 16,3% компаний, доля выросла на 3,4%. Трудности с получением заёмных финансовых средств испытали на себе в январе 14,1% организаций, в прошлом квартале значимость этой проблемы была ниже – доля ответа была 8,6%.

Сократить инвестиционные программы компаний или перенести их на более поздний срок пришлось 14,1% организаций, по сравнению с октябрём ситуация несколько улучшилась – доля упала сразу на 8,8%.

Рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей отметила десятая часть респондентов (+6,9% к значению октября).

8,7% участников опроса ощутили на себе «негативное влияние санкций со стороны западных стран», в октябре доля этого ответа была 10%. Сокращение объёмов производства произошло в 7,6% организаций.

Варианты «отказ от выхода на новые рынки сбыта» и «падение капитализации компаний» составили долю 5,4%. В три раза снизилась доля ответа «работе компаний мешал отказ партнёров от реализации совместных проектов» – с 10% до 3,3%. Только 1,1% респондентов указали, что они не смогли оснастить организацию новым оборудованием, технология из-за ограничения импорта товаров, работ или услуг.

Доля компаний, которые не сталкивались за прошедший период с проблемами, связанными с экономическим кризисом, почти не изменилась – она осталась равна 5,4%

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Ряд компаний дали собственные варианты ответа: к примеру, крупная энергетическая организация из Приволжского ФО по-прежнему сообщает, что в регионе действуют низкие экономически необоснованные тарифы на газ. Компания-субъект малого бизнеса из СКФО, занятая в отрасли «транспорт и связь», отмечает, что её деятельность ограничивает рост цен на топливо. Крупная лесопромышленная компания из СЗФО утверждает, что в Калининградском регионе неравная тарифная составляющая по доставке сырья, и это оказывает отрицательное влияние на работу компании.

Крупная финансовая компаний из ЦФО назвала в качестве наиболее негативных факторов уменьшение ликвидности, а также ухудшение внешнеполитической ситуации. Машиностроительная организация средней размерности, работающая во всех регионах РФ, считает, что её работе мешает отсутствие заградительных пошлин на импортное оборудование, имеющее аналоги, которые разрабатываются и производятся на территории России.


Торговая компания из СКФО указывает на уменьшение покупательной способности и дефицит рабочих мест для населения.


Крупная компания из Приволжья, занятая в сфере производства компьютеров, электронных и оптических изделий, фиксирует, что на её работу негативно повлияли изменения в законодательстве, связанные с расходованием средств с отдельных счетов, и последующие за этим ограничения.

Сокращать расходы в текущих условиях планируют 77,5% компаний, доля этого варианта прибавила сразу 7,5%. Следующим по популярности ответом традиционно стал «реализация программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий» – он набрал долю 43,8% (по сравнению с октябрьскими данными -11,9%).


Более трети участников опроса – 34,8% – собираются повысить цены, в октябре этот вариант составлял долю 21,4%. Можно предположить влияние сезонного фактора, а также связь с повышением НДС на два процентных пункта.


Сохранить или увеличить объёмы инвестпрограмм в планах 27% компаний, доля за три месяца почти не изменилась – в октябре она была чуть ниже – 24,3%. Увеличить выпуск продукции без расширения производства намерены 24,7% организаций (-8,2%). О возможной продаже непрофильных активов заявили 19,1% респондентов, доля потеряла 3,8%.


Начать требовать аванс хотят 16,9% опрошенных компаний. В то же время отказаться от авансирования поставщиков планируют 14,6%. Разрыв между этими вариантами стал меньше – в октябре он достигал 5,7%.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

12,4% компаний назвали в качестве основной меры оптимизацию затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёмов затрат. Доля потеряла 4,7%.

Переориентировать предприятие на выпуск иной продукции планируют 11,2% компаний, в октябре этот вариант получил долю 8,6%.

10,1% организаций готовы к сокращению номенклатуры производимой продукции / услуг. Доля ответа выросла за прошедший квартал более чем в два раза. В планах у 9% компаний сокращение производства или оказания услуг в целом. Напомним, что в октябре 2018 года этот вариант рассматривали для себя только 2,9% организаций.


К сокращению объёмов инвестиционных программ хотят приступить 5,6% респондентов, доля за три месяца не изменилась.

О возможном снижении цен в текущих условиях заявили только 5,6% компаний. Также некоторые участники опроса отметили варианты «будем приобретать конкурирующие компании / их активы», «готовы останавливать деятельность предприятий на время», «в планах продажа компании». Доля этих ответов не превышает 5%.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Расходы на потребляемые услуги будут снижать 58,9% компаний, планирующих в целом сокращение своих затрат. Три месяца назад доля этого варианта достигала 64%.


Менее половины всех организаций (47,9%) собираются экономить на сырье и комплектующих. Доля стала ниже на 6,8%.

46,6% компаний хотят сократить расходы на персонал. Этот вариант респонденты стали выбирать чаще, чем в октябре 2018 года, – тогда его доля составляла 40%.

Доля тех, кто будет снижать расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия компании, выросла с 20% до 26%.

Каким образом компании будут снижать свои расходы на персонал? В первую очередь, через сокращение найма – этот вариант отметили 76,5% респондентов. Чуть более трети организаций готовы переводить сотрудников на условиях неполного рабочего времени или отправлять их в отпуска без сохранения заработной платы. 29,4% участников опроса указали вариант «в планах увольнение работников». О возможном сокращении «размера» социального пакета заявила пятая часть компаний, а о сокращении заработной платы – 17,6% компаний.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Стажировки сотрудников проводились в 30,4% компаний, в октябре доля варианта была выше и достигала 42,8%. Опережающее обучение сотрудников вели в январе 25% организаций. Доля за квартал сократилась на 10%. Временную занятость организовывали 15,2% компаний (-4,8% от значения октября).


55,4% участников опроса пропустили данный вопрос.

Доля компаний, в которых приняты и действуют социальные программы для сотрудников, составила в январе 69,6%. По сравнению с октябрьскими данными, она упала более чем на 10%. Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.


Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 68,8% организаций (+2,1% к значению октября).


59,4% компаний направляют средства на оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). В прошлом квартале доля этого варианта достигала 77,2%. В более чем половине компаний (57,8%) действует добровольное медицинское страхование. В октябре этот вариант указали 63,2% респондентов.


Жилищные программы действуют в 35,9% организаций, доля прибавила 2,6%. Дополнительное пенсионное страхование распространено в 21,9% компаний, таких компаний стало меньше на 9,7%.


Некоторые компании дали свои варианты ответа: оплата питания, предоставление дополнительных корпоративных скидок в детские развлекательные центры, музеи, спортивные клубы, организация корпоративных выездов экскурсионных программ.

*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий