29 марта 2018

Алисенов Алисен Сакинович

Алисенов Алисен Сакинович - доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС

О том, как сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными категориями граждан

Главный недостаток современной налоговой системы заключается в том, что действующий механизм всё больше смещает акцент на прямые налоги, налоги на потребление. Они сопровождаются усилением нагрузки на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. При этом система налогообложения остается недоработанной.

Необходимо продолжить усилия по повышению налоговой конкурентоспособности нашей страны по сравнению с системами других государств, которые ведут борьбу на мировой арене за привлечение инвестиций. Нужно повысить качество администрирования с одновременным его упрощением — уплата налогов должна стать предельно комфортной для добросовестных налогоплательщиков.

В действующей системе налогообложения оказалась ослабленной регулирующая функция сборов. Сохранение наметившейся тенденции роста фискальной цели взимания налога неспособно вернуть доверие бизнеса к государству и улучшить инвестиционный климат в стране. Поэтому, как нам кажется, следует отказаться от бесперспективных попыток модернизировать действующую систему путем усиления фискальных мер налогового регулирования. Необходимо добиваться пересмотра базовых принципов.

В числе основных преобразовательных мер можно назвать изменение подоходного налогообложения физических лиц (НДФЛ). Целесообразно установить повышенные ставки НДФЛ на доходы наиболее состоятельных слоев населения. При этом изменения не должны затрагивать доходы наименее обеспеченных слоев общества. А доходы малоимущих граждан, не превышающих величины размера прожиточного минимума, должны быть полностью освобождены от налогообложения. Несомненное преимущество прогрессивной шкалы — это борьба с бедностью. В последние годы отмечается достаточно высокая дифференциация доходов различных групп и категорий граждан: доход 20% богатых превышал доход 20% бедных в 1990 году в 3,3 раза, в 2016 году — в 8,9 раза.

Введение прогрессивной шкалы позволит на практике реализовать принцип равенства в налогообложении. Ведь оно оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных групп налогоплательщиков и сравнении той доли свободных средств, которая взимается у них посредством налогов. А как нам известно, чем выше доход, тем меньше относительная налоговая нагрузка. Поэтому без учета экономических последствий переложения налогов (НДС и акцизов) принцип равного налогового бремени не может быть реализован полностью.

Таким образом, прогрессивное налогообложение помогло бы сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными категориями граждан. Это в конечном итоге способствовало бы ослаблению социальной напряженности в обществе в целом и более успешному продвижению экономических реформ и преобразований в стране. Сохранение пропорционального налогообложения доходов физлиц приведет лишь к тому, что бедные всегда будут беднеть, а уровень жизни богатого населения будет только повышаться. К тому же единая ставка при высоком уровне дифференциации доходов граждан формирует массовое убеждение в несправедливости существующей системы распределения.

Известия

Читайте также:

Страховое решение: как компенсировать бизнесу повышение НДФЛ

Комментарии (0)

Добавить комментарий