15 января 2018

В администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещаний и федеральных чиновников. Делается это по просьбе президента, но официального поручения не было.

Поддерживают идею, в частности, помощник президента Андрей Белоусов, а также председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, но последняя – при условии структурной реформы, отмечают собеседники «Ведомостей». Есть понимание, что расходы на человеческий капитал и инфраструктуру нужно увеличивать, говорит чиновник: «Главный вопрос – где деньги? Без них это просто лозунги». Обсуждаются варианты, рассказывают собеседники «Ведомостей»: сокращение части расходов, увеличение налогов, смягчение бюджетной политики.

Бюджетный маневр эксперты предлагали Владимиру Путину и накануне предыдущих президентских выборов, в 2011 г., в стратегии-2020: увеличить долю расходов на человеческий капитал и инфраструктуру, сократить – на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Провести маневр не удалось: сначала стимулы для реформ были ослаблены высокими ценами на нефть, затем последовали события на Украине и санкции, указывал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Действия правительства были направлены в обратную сторону, отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.

Но идея бюджетного маневра не умерла: ее отстаивает председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, который готовит новую программу реформ по поручению Путина. По оценкам Кудрина, если бы шестью годами ранее маневр все-таки провели, ВВП в 2017 г. рос бы быстрее на 0,4 процентного пункта.

ЦСР предлагает к 2024 г. постепенно увеличить расходы государства: на образование – на 0,8% ВВП, на здравоохранение – на 0,7% и на инфраструктуру – на 0,8% по сравнению с 2017 г. (подлинность расчетов подтвердили два участника совещаний).

Сокращать расходы на оборону по сравнению с действующим бюджетом не предлагается.

Зато предполагается сократить расходы на правоохранительные органы и на контрольно-ревизионный аппарат. Оба сектора раздуты, их оптимизация может сократить расходы в пределах 1% ВВП, говорит участник совещаний. Маневр планируется начать в 2018 г., говорят участник совещаний и федеральный чиновник. В этом году вряд ли стоит ждать значительных реформ, считает последний.

Кроме перераспределения денег в бюджете чиновники и эксперты обсуждают и другие источники финансирования. Кудрин предлагал смягчить бюджетное правило. Сейчас нефтегазовые доходы, которые правительство может тратить в 2018–2020 гг., рассчитываются исходя из $40 за баррель нефти Urals в ценах 2017 г., Кудрин считает, что можно увеличить цену отсечения до $45. Это обеспечит дополнительные средства в пределах 1% ВВП, оценивает Акиндинова: угроза чрезвычайно низких цен на нефть отступила, разницы между $40 и $45, по сути, нет. Против смягчения правила Минфин, говорили его чиновники. За сохранение бюджетного правила и Минэкономразвития, сказал еще один чиновник.

В Минфине полагают, что ресурсы на здравоохранение и образование можно мобилизовать в бюджет за счет обеления экономики и увеличения адресности социальной поддержки. В Минэкономразвития тоже считают обеление одним из ключевых источников средств, знает федеральный чиновник, – но еще и структурные реформы, которые ускорят рост ВВП и дополнительных доходов бюджета.

Обсуждается и повышение налогов, например НДФЛ и акцизов на предметы роскоши, говорят два участника совещаний. А также софинансирование населением медицинских услуг – о такой возможности в прошлом году говорил и Путин. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с большим вычетом, чем сейчас, – по сути, это ступенчатая шкала, знает федеральный чиновник. И софинансирование, и прогрессивный подоходный налог неизбежно будут вводиться, но не в ближайшие годы, считает Акиндинова. В России при освобождении от НДФЛ беднейших (не более 45% средней зарплаты) слоев населения для сохранения доходов бюджета ставку пришлось бы повысить до 14,3%, следует из расчетов Экономической экспертной группы.

Еще один источник денег для маневра – повышение пенсионного возраста. Эти средства нужно направить на здравоохранение, поскольку пожилые люди – главные потребители медуслуг, утверждает директор Независимого института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: повысить доступность и качество услуг в первичном поликлиническом звене, инвестировать в высокотехнологичную медицину.

rashody-byudghet.png

ЦСР рассчитывает, что полная реализация его программы ускорит экономический рост до 3% уже в 2019 г., говорит Овчарова: это увеличит доходы бюджета и позволит больше тратить на человеческий капитал и дорожное хозяйство, не сокращая инвестиции в оборону, безопасность и госуправление в абсолютном выражении. Это должен быть ключевой источник средств для маневра, настаивает один из чиновников. «Политически приемлемый маневр должен, как правило, сопровождаться перераспределением дополнительных доходов от экономического роста, а не сокращением номинальных расходов», – говорил в интервью «Ведомостям» ректор РАНХиГС Владимир Мау (взято в конце декабря, см. стр. 08). Но если экономический рост будет ниже, придется высвобождать дополнительные ресурсы: повышать пенсионный возраст, отменять налоговые льготы и повышать подоходный налог или смягчать бюджетное правило, категорична Овчарова.

Больше масла, меньше пушек

Минфин и Федеральная налоговая служба уже принимают меры для обеления экономики и перехода на адресность соцподдержки, а все дополнительные доходы от них закладывают в социальные расходы, говорит федеральный чиновник, проводить же бюджетный маневр без комплексной программы мер пустая трата денег.

Минфину идея маневра не нравится: нельзя увеличивать расходы на определенную величину, не понимая, на что именно пойдут эти деньги, замечает другой чиновник: реформы отправят на доработку, а увеличенные расходы останутся.

Разработаны достаточно подробные программы и здравоохранения, и образования: на что именно должны пойти дополнительные средства, указывают Акиндинова и федеральный чиновник. Неэффективность образования и здравоохранения отчасти связана именно с недостатком финансирования, считает Овчарова. Например, есть гипотеза, что 20% посещений поликлиник – приписываемые, но это, по сути, попытка компенсировать низкую зарплату врачей, указывает она. То же касается и образования: недостаточное государственное финансирование приводит к попыткам заменить его другими источниками. Другой вопрос, что нужно менять структуру инвестиций, считает Овчарова: больше финансировать в первичное поликлиническое звено, часть функций врачей-специалистов передать участковым врачам, в системе образования сосредоточиться на инвестициях в школы и средние специальные учебные заведения.

Инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру ускоряют рост экономики – это факт, указывает Акиндинова. Но чтобы реформа состоялась, важно, чтобы ее реализовывали сами авторы, обращает внимание она, по опыту прошлых лет здравые предложения впоследствии меняются до неузнаваемости.

Путин и Навальный против расходов на войну

Представитель Минфина заявил, что в министерстве предложения по маневру не готовятся. Министр экономического развития Максим Орешкин, представители премьер-министра Дмитрия Медведева и социального вице-премьера Ольги Голодец отказались от комментариев. Представители Кудрина, ЦБ и президента не ответили на запрос «Ведомостей».

manevr-byudghet.png

Ведомости

Комментарии (0)

Добавить комментарий